Кинотеатры продолжают терять зрителей

Кинотеатры продолжают терять зрителей: им не нравятся фильмы, которые выходят на экраны, им надоело 3D, и вместо похода в кино этим летом они предпочли отдых на свежем воздухе
ИТАР-ТАСС

За девять месяцев кинопрокатного года (начинается в декабре) кинотеатры России и СНГ (без учета Украины) продали 124,2 млн билетов, что на 2,3% меньше, чем годом ранее, подсчитал «Бюллетень кинопрокатчика». И только благодаря тому, что средняя цена на билеты выросла на 8% до 207 руб., кинотеатры смогли увеличить свои доходы от проката фильмов за первые три квартала на 5% до 25,7 млрд руб. (или на 9,7% до $888,5 млн).

Результаты кинопроката за девять месяцев оказались лучше, чем за первую половину года, когда число проданных билетов сократилось на 5,3%, а касса выросла в долларах только на 2,2%, но окончательно ситуация так и не исправилась. Прежде кинотеатры теряли зрителей только в кризис: в первой половине 2009 г. было продано на 5,9% меньше билетов, чем годом раньше, а сборы уменьшились на 16,3% до $320 млн. Следующий, 2010-й, год был очень удачным для кинотеатров: продажи билетов за первые шесть месяцев выросли на треть, а за весь год – на 15,2%. Общая касса фильмов составила рекордный $1 млрд, и Россия вошла в пятерку крупнейших кинорынков мира.

Кинотеатры и аналитики винят в потере интереса к кино плохой репертуар. Даже летом практически все крупные премьеры были сиквелами, приквелами или ремейками, указывает гендиректор «Каро фильма» Игорь Ильчук: «Кино не хватало новой крови, чтобы заставить людей оторваться от диванов». Согласен, что интересных премьер в этом году было недостаточно, и руководитель отдела статистики «Кинобизнес сегодня» Сергей Лавров. Этими же причинами объяснили не слишком удачные летние киносборы в США аналитики в Голливуде. Прошлый год был удачным прежде всего благодаря «Аватару», который в итоге стал самым кассовым фильмом в истории мирового кино, поэтому сравнивать результаты этого года с 2010 г. не совсем корректно, добавляет гендиректор «Синема парка» Сергей Китин.

Часть зрителей отпугивает довольно высокая цена на билеты, и прежде всего на 3D, говорила прежде «Ведомостям» аналитик «Невафильм Research» Ксения Леонтьева, к тому же, на ее взгляд, зрители подустали от этого формата. Ильчук с этим согласен: «Зрители стали чаще жаловаться на перебор с 3D и, к примеру, на «Гарри Поттера» специально искали билеты на обычные сеансы». По его словам, часть зрителей этим летом, когда практически постоянно была хорошая погода, предпочли проводить время не в кинотеатре, а на свежем воздухе.

С конца сентября на экранах появятся интересные премьеры и по итогам года число проданных билетов сравняется с цифрами 2010 г., рассчитывают Ильчук и Китин. В этом году рынок побьет рекорд по сборам в $1 млрд, полагает Лавров.