В Политехническом музее открылся детский лекторий
Здесь не будет привычных творческих занятий и лабораторных опытов, зато ожидаются лекции по философии, урбанистике и теории модыНа третьем этаже блеклого Политехнического музея появилось новое пространство: синий ковролин на полу, стены тоже синие, фисташковые, белые и оранжевые. При входе стоят деревянные лавки с полками для обуви, дальше стеллаж с научными книгами, напротив него — аудитория в тех же тонах. Столы и табуретки из светлого дерева тут можно переставлять как заблагорассудится.
1 февраля Политехнический музей открыл детский лекторий для слушателей 7-12 лет (www.lektory.wordpress.com). «Мы решили создать в Политехническом музее пространство, комфортное для детей, — говорит директор лектория Иван Боганцев. — Где они могут без спроса взять и полистать книгу или что-нибудь сделать с нашим реквизитом — мы, например, планируем закупить простейших роботов, которые могут танцевать. А главное — чтобы дети могли так же, как и их родители, посетить интересную для них лекцию».
По словам руководителя детского лектория Татьяны Рябухиной, их главное отличие от занятий для детей в том же Политехническом или в других музеях в том, что они не собираются предлагать опыты-практикумы по точным наукам или творческие занятия. «Этого и без нас в Москве хватает, — считает Рябухина. — Наш формат — лекционно-дискуссионный». На февраль запланированы лекции по лингвистике, философии, урбанистике, антропологии, теории моды. «Мы обсуждаем с лекторами не только о чем, но и как они собираются разговаривать с детьми, — рассказывает Рябухина. — Я прошу всех давать побольше любого визуального материала». Антрополог Ольга Христофорова, рассказывая о жизни эскимосов, показывает отрывки из научно-популярных фильмов канадского ученого, больше года кочевавшего с северным народом на собачьих упряжках. Архитектор Ярослав Ковальчук, объясняя, что такое улица, предлагает детям сравнивать фотографии из разных городов мира и определить, чем отличается улица от площади или дороги. «Иногда новые знания появляются просто из-за правильно расставленных акцентов, — говорит Татьяна. — Так, после лекции Ковальчука я, очутившись в Бордо, заметила, что в старом городе нет привычных символов улицы: тротуара для пешеходов, автобусных остановок».
Все программы, кроме лекций о животных от зоопарка, разрабатываются специально для детского лектория и повторяться здесь не будут. «Сейчас мы исходим из собственных представлений о том, что интересно, — говорит Рябухина. — Я, например, хочу организовать еще курс по анатомии. Потом мы будем учитывать пожелания детей. Возможно, будущие темы будут формулироваться на занятиях. А на стене мы повесим ящик для пожеланий».
Кроме лекций по выходным, на которые можно ходить всей семьей, в рабочие дни здесь будут проходить исключительно детские практикумы, курс которых рассчитан на месяц. В феврале запланированы занятия по философии. «Это не история предмета, — объясняет Рябухина. — Мы даже не планируем знакомить детей с именами философов и названиями школ. Цель занятий — научить практической философии: правильно задавать вопросы, рассуждать логически, давать аргументированные ответы».
В этом же месяце здесь будет представлен еще один необычный формат практической философии: публичные консультации французского философа Оскара Бренифье. «Во Франции очень популярны философские консультации, — рассказывает Татьяна. — На них, как и к психологу, приходит человек с каким-то личным вопросом, проблемой. И философ пытается помочь ему своими методами, обращаясь к разуму клиента, а не к его прошлому и чувствам, как делают психологи». Уже есть дети, готовые обсуждать свои вопросы на людях.
В конце февраля здесь пройдет первая фестивальная программа партнера — в данном случае издательство «Розовый жираф» организует праздник, чтобы представить свои новые научные блоги и подкасты для детей. С марта в детском лектории планируется показ научно-популярных фильмов.
Дни открытых дверей лектория состоятся в ближайшие выходные, 4 и 5 февраля. С 17.00 до 19.00 здесь пройдут 20-минутные презентации лекций.