Чем «Друг Фриц» похож на «Вишневый сад»: Оперой Масканьи закроют сезон в зале Чайковского

Лирическая комедия со счастливым концом описывает некоммуникабельность, певцом которой впоследствии стал Антониони
Matt Rourke AP

В Москве в концертном исполнении прозвучит опера Пьетро Масканьи «Друг Фриц» – лирическая комедия со счастливым концом

Масканьи описал ту самую некоммуникабельность, что позже стала темой фильмов Анто­ниони

Оперный абонемент Московской филармонии закрывается ударно: звездный дуэт американских певцов Стивена Костелло и Айлин Перез украсит исполнение малоизвестного в России шедевра Пьетро Масканьи. Публику ждут три акта страстного вокала и роскошного оркестра, а также трогательная история о том, как один мудрый раввин соединил судьбы закоренелого холостяка и юной девушки.

Пьетро Масканьи было 27 лет, когда его «Сельская честь», одержав победу на конкурсе одноактных опер, имела сенсационный успех на римской премьере в 1890 году, за которой немедленно последовали триумфальные постановки по всему миру, от Америки до России. Слава и достаток свалились на голову молодого композитора, который никак этого не ожидал. Возникла и проблема: что же делать теперь?

Можно было оставить профессию и до конца дней жить на отчисления – их бы хватило. Можно было начать копировать себя, надеясь повторить успех. Масканьи не сделал ни того, ни другого. Уже на следующий год он выпустил оперу, диаметрально противоположную «Сельской чести». Это и был «Друг Фриц» (Рим, 1891).

По контрасту с «Сельской честью» (убийственной драмой из народной жизни) «Друг Фриц» – лирическая комедия со счастливым концом. От раскаленных камней Сицилии действие новой оперы унесено в тихий Эльзас. Ее герой – богатый землевладелец, он празднует день рождения на веранде, выходящей в вишневый сад, местный цыганенок играет ему на скрипке, крестьянские дети дарят цветы, любимые друзья чокаются за его здоровье. Все хорошо, да вот только Фриц в свои сорок лет все еще холостяк. А рядом живет юное созданье, дочь арендатора Сузель, которая робеет при одной мысли о любви. Иногда они вместе собирают вишни, только и всего.

Масканьи, по сути, описал ту самую некоммуникабельность, певцом которой более чем полвека спустя стал другой великий итальянец – Микеланджело Антониони. Но и современник Масканьи, Чехов, вывел похожую коллизию: богач Лопахин и бедная девушка Варя созданы друг для друга, им нужно только объясниться – а ничего не выходит. Средство драматурга – пауза: в этой паузе Лопахина окликают со двора, и он, ничего не сказав, с облегчением уходит, оставляя Варю плакать. Средство композитора – пение и оркестр: многие страницы упоительной музыки герои тенором и сопрано пропевают порознь (чаще) или вместе (реже), изнемогая от любви и мучаясь от невозможности выпустить ее на волю. Хотя что мешает? Разница в возрасте, в положении – разве это причины?

Но трехактная пьеса не может состоять только лишь из излияний чувств. Действию нужна пружина, а герою – друг. Давид – раввин, жизнелюбие сочетается в нем с древней мудростью, а еще он знаток душ. «Ты скоро женишься, давай поспорим?» – поет Фрицу Давид. Друг Фриц, смеясь, отмахивается, но упрямый Давид бьется с ним на пари, а потом запускает уместную оперную интригу, которая и приводит к тому, что в финале Фриц и Сузель поют-таки любовный дуэт – почти такой же красивый, как знаменитый «Вишневый дуэт» во втором акте.

Успеха, равного «Сельской чести», Масканьи не добился ни в одной из прочих своих четырнадцати – весьма разных – опер. И все же «Друга Фрица» любят и публика, и певцы. Его шикарно исполняла, например, звездная супружеская пара Роберто Аланья – Анжела Георгиу. В исполнении супругов возрастная разница героев сглаживалась, а все действие напоминало эдакий флешбэк, сладкое воспоминание о переживаниях и ухаживаниях.

Ровно то же ждет нас и на предстоящем концертном исполнении: главные партии исполнят муж и жена – американцы Стивен Костелло и Айлин Перез, одни из лучших в поколении 30-летних. Друга Давида изобразит британский бас-баритон Саймон Бэйли, а меццо-сопрано Александра Кадурина из Большого театра споет за музыкального цыганенка. Оркестру Московской филармонии предстоит сыграть многие страницы красивейшей музыки, о чем и позаботится хорошо знакомый московской публике дирижер Антонино Фольяни, которому не впервой аккомпанировать певцам на сцене Зала имени Чайковского.

25 июня, Концертный зал Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53