Чем «Друг Фриц» похож на «Вишневый сад»: Оперой Масканьи закроют сезон в зале Чайковского

Лирическая комедия со счастливым концом описывает некоммуникабельность, певцом которой впоследствии стал Антониони
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Matt Rourke AP

Масканьи описал ту самую некоммуникабельность, что позже стала темой фильмов Анто­ниони

В Москве в концертном исполнении прозвучит опера Пьетро Масканьи «Друг Фриц» – лирическая комедия со счастливым концом

Оперный абонемент Московской филармонии закрывается ударно: звездный дуэт американских певцов Стивена Костелло и Айлин Перез украсит исполнение малоизвестного в России шедевра Пьетро Масканьи. Публику ждут три акта страстного вокала и роскошного оркестра, а также трогательная история о том, как один мудрый раввин соединил судьбы закоренелого холостяка и юной девушки.

Пьетро Масканьи было 27 лет, когда его «Сельская честь», одержав победу на конкурсе одноактных опер, имела сенсационный успех на римской премьере в 1890 году, за которой немедленно последовали триумфальные постановки по всему миру, от Америки до России. Слава и достаток свалились на голову молодого композитора, который никак этого не ожидал. Возникла и проблема: что же делать теперь?

Можно было оставить профессию и до конца дней жить на отчисления – их бы хватило. Можно было начать копировать себя, надеясь повторить успех. Масканьи не сделал ни того, ни другого. Уже на следующий год он выпустил оперу, диаметрально противоположную «Сельской чести». Это и был «Друг Фриц» (Рим, 1891).

По контрасту с «Сельской честью» (убийственной драмой из народной жизни) «Друг Фриц» – лирическая комедия со счастливым концом. От раскаленных камней Сицилии действие новой оперы унесено в тихий Эльзас. Ее герой – богатый землевладелец, он празднует день рождения на веранде, выходящей в вишневый сад, местный цыганенок играет ему на скрипке, крестьянские дети дарят цветы, любимые друзья чокаются за его здоровье. Все хорошо, да вот только Фриц в свои сорок лет все еще холостяк. А рядом живет юное созданье, дочь арендатора Сузель, которая робеет при одной мысли о любви. Иногда они вместе собирают вишни, только и всего.

Масканьи, по сути, описал ту самую некоммуникабельность, певцом которой более чем полвека спустя стал другой великий итальянец – Микеланджело Антониони. Но и современник Масканьи, Чехов, вывел похожую коллизию: богач Лопахин и бедная девушка Варя созданы друг для друга, им нужно только объясниться – а ничего не выходит. Средство драматурга – пауза: в этой паузе Лопахина окликают со двора, и он, ничего не сказав, с облегчением уходит, оставляя Варю плакать. Средство композитора – пение и оркестр: многие страницы упоительной музыки герои тенором и сопрано пропевают порознь (чаще) или вместе (реже), изнемогая от любви и мучаясь от невозможности выпустить ее на волю. Хотя что мешает? Разница в возрасте, в положении – разве это причины?

Но трехактная пьеса не может состоять только лишь из излияний чувств. Действию нужна пружина, а герою – друг. Давид – раввин, жизнелюбие сочетается в нем с древней мудростью, а еще он знаток душ. «Ты скоро женишься, давай поспорим?» – поет Фрицу Давид. Друг Фриц, смеясь, отмахивается, но упрямый Давид бьется с ним на пари, а потом запускает уместную оперную интригу, которая и приводит к тому, что в финале Фриц и Сузель поют-таки любовный дуэт – почти такой же красивый, как знаменитый «Вишневый дуэт» во втором акте.

Успеха, равного «Сельской чести», Масканьи не добился ни в одной из прочих своих четырнадцати – весьма разных – опер. И все же «Друга Фрица» любят и публика, и певцы. Его шикарно исполняла, например, звездная супружеская пара Роберто Аланья – Анжела Георгиу. В исполнении супругов возрастная разница героев сглаживалась, а все действие напоминало эдакий флешбэк, сладкое воспоминание о переживаниях и ухаживаниях.

Ровно то же ждет нас и на предстоящем концертном исполнении: главные партии исполнят муж и жена – американцы Стивен Костелло и Айлин Перез, одни из лучших в поколении 30-летних. Друга Давида изобразит британский бас-баритон Саймон Бэйли, а меццо-сопрано Александра Кадурина из Большого театра споет за музыкального цыганенка. Оркестру Московской филармонии предстоит сыграть многие страницы красивейшей музыки, о чем и позаботится хорошо знакомый московской публике дирижер Антонино Фольяни, которому не впервой аккомпанировать певцам на сцене Зала имени Чайковского.

25 июня, Концертный зал Чайковского, Триумфальная пл., 4/31, тел. 232 53 53

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more