Перезапуск «Человека-паука»: вечно молодой герой

Авторы нового фильма полностью «забыли» обо всем, что произошло со спайдерменом в прошлых сериях

Кризис идей в Голливуде сегодня очевиден. Сравнительно новая форма его выражения – не только привычные сиквелы и ремейки, но и так называемые перезапуски. Берется привычный герой, сюжет – и переделывается на новый лад, без учета предыдущих трактовок. За счет этого любимый персонаж остается вечно молодым, а заодно удается избежать сюжетных несостыковок. Десятки лет так выживал Джеймс Бонд, ныне его дорогой идут другие: только этим летом нас ждут «Вспомнить все» и очередной фильм о Джейсоне Борне. Сам бог велел проделывать подобные операции с персонажами комиксов: уже и не сосчитать, в скольких телах успели побывать Бэтмен или Халк. Теперь настала очередь Человека-паука – самого популярного супергероя вселенной Marvel.

Сюжет с укусом и перевоплощением неизбежен, поэтому от чувства дежавю избавиться не получится

Первоисточник в помощь: долгожительство персонажей комиксов основано на виртуозном умении издателей в соответствии с требованиями времени заново рассказать безнадежно запутанную историю с самого начала. «Новый Человек-паук» в оригинале называется The Amazing Spider-Man – в точности, как комикс 1963 года (уже тогда герой нуждался в перезагрузке), но основан в большей степени на серии 2000-х Ultimate Spider-Man. Нашему зрителю, не знакомому с этими тонкостями, полезней узнать, что после внушительного успеха третьего «Человека-паука» режиссер Сэм Рэйми разругался с продюсерами и ушел с проекта, а за ним все актеры, включая Тоби Магуайра и Кирстен Данст. Продолжать то же самое без них было попросту невозможно. Тогда и родилась идея произвести супергероя на свет заново, в новом воплощении.

Режиссером взяли 37-летнего Марка Уэбба, известного по популярной независимой комедии «500 дней лета». На роль самого Питера Паркера – старшеклассника и фотографа-любителя, который после укуса паука-мутанта обретает фантастические способности, а после трагической гибели дяди решает сражаться со злом, – пригласили Эндрю Гарфилда, знакомого по «Социальной сети». Считается, что в отличие от зрелого мужчины Бэтмена Человек-паук должен быть вечным юнцом, но омоложение здесь условное: Магуайр в первом фильме Рэйми был даже немного младше теперешнего Гарфилда.

Как бы настойчиво авторы и продюсеры ни старались абстрагироваться от предыдущей трилогии, каждый вменяемый зритель будет их сравнивать и искать «десять отличий». Разница действительно есть. Новый герой не торопится покинуть школу и начать взрослую жизнь – и увлечения у него по возрасту, тинейджерские. Драма приглушена, есть слабые намеки на комедию, но их еще надо рассмотреть. Сюжет с укусом и перевоплощением, к сожалению, неизбежен, поэтому от чувства дежавю окончательно избавиться не получится. Правда, главный соперник Человека-паука тут иной, чем раньше, – Рис Иванс играет Курта Коннорса, Человека-ящера, – но эта доморощенная Годзилла идеологически представляет собой то же самое, что Зеленый гоблин (Уиллем Дефо) в первой серии трилогии Рэйми или Доктор Осьминог (Альфред Молина) во второй: безумный ученый-ницшеанец, перешедший все границы в экспериментах над собой. Нет и привычной подруги Паркера – Мэри Джейн. Вместо нее одноклассница супергероя Гвен Стейси (сыгравшая ее Эмма Стоун – самое очевидное достоинство фильма). Это интереснейший персонаж. Когда-то ее гибель на страницах комиксов закрыла одну эпоху и открыла другую, в которой главные герои могли уходить из жизни: раньше такое считалось неприемлемым. Но в «Новом Человеке-пауке» трагедия не случится – этот затянутый этюд выдержан в преимущественно светлых тонах.

Главный вопрос, остающийся в голове после двух с половиной часов просмотра: «Зачем?» Другого ответа, кроме попытки разорить зрителей, упаковав знакомый товар в новую обертку, придумать не получается: продюсеры-пауки раскидывают рекламные сети умело, и народ, конечно, поведется. Ведь и трехмерных «Человеков-пауков» до сих пор не бывало. Неизбежен и сиквел, как минимум, один. Хорошо бы режиссеру Уэббу набраться немного амбиций, поучившись этому у Кристофера Нолана – вот ему в «Темном рыцаре» действительно удалось дать Бэтмену другое, необычное лицо.

С 5 июля, в кинотеатрах города