С «Парконом» на нарушителей

ГИБДД будет бороться с теми, кто неправильно паркуется, с помощью видеофиксатора и повышенных штрафов
С.Портер/ Ведомости

Всем миром

В Москве действуют несколько частных инициатив, направленных против паркующихся где попало. Это не только движение «СтопХам», участники которого во время своих акций наклеивают на лобовые стекла машин, мешающих проезду и проходу, огромные стикеры с текстом «Мне плевать на всех паркуюсь где хочу». В феврале движение «Партизанинг» вместе с дизайн-заводом «Флакон» напечатало 5000 стикеров-полосок с надписью «Штрафстоянка» (имитация наклеек, которыми опечатывают машину перед отправкой на штрафстоянку за нарушение правил парковки). Их может забрать любой желающий на «Флаконе» и с недавних пор – в питерском хостеле Soul Kitchen. По словам редактора сайта «Партизанинг» Игоря Поносова, почти все стикеры разошлись, но печатать новые они пока не собираются. «Нам интересно придумывать инструмент, которым может воспользоваться каждый, – объясняет Поносов. – А люди, если хотят, могут продолжить и без нас». Другой проект этого года – мобильное приложение «The Village: Парковки / Parking Douche» – на днях получил «Золотого льва» в номинации Mobile на каннском фестивале рекламы. Суть приложения в том, что любой пользователь, увидев неправильно припаркованную машину, может сфотографировать ее, и все находящиеся неподалеку пользователи, просматривающие The Village, немедленно увидят на экране снимок и смогут распространить информацию о машине-нарушителе в соцсетях. По словам креативного директора проекта Кати Базилевской, приложением уже пользуются больше 8000 человек в Москве и в ближайшее время оно станет доступно жителям других крупных городов России. «Сейчас мы хотим превратить этот проект в международную платформу, – говорит Базилевская, – в сервис, который позволит горожанам по всему миру бороться с невежливой парковкой. Главное, к чему мы стремимся, – сделать невежливую парковку социально неприемлемой в большинстве крупных городов России». Этот проект будет развиваться в Германии и США, и его основатели ведут переговоры с потенциальными партнерами еще в нескольких странах.

«В моей любимой Швеции за неправильную парковку возле ресторана был оштрафован король»

На мультимедийном экране «Форда» появляется название: «Делегатская улица». Можно подумать, что это навигатор дает информацию о нашем маршруте. На самом деле надпись означает, что Делегатская внесена в память прибора «Паркон» как улица, где запрещена даже остановка. Она находится позади столичного управления ГИБДД, параллельно Садовой-Самотечной и, разумеется, пустует. Здесь нарушают правила только две полицейские машины с включенными «аварийками». А мы двигаемся по заложенному в «Паркон» маршруту на машине Центра организации дорожного движения (ЦОДД). Сегодня по городу ездят около 40 таких автомобилей, каждый из которых ежедневно фиксирует около сотни машин, нарушающих правила парковки. С 1 июля, когда штраф за неправильную парковку в Москве вырастет с 300 до 3000 рублей, каждая машина, оборудованная «Парконом», сможет приносить в городской бюджет около 300 тысяч рублей в день.

Большинство новых штрафов для водителей касаются неправильной парковки: остановился на «выделенке» – 3000 рублей, во втором ряду, на остановке общественного транспорта, в тоннеле или ближе 5 метров к пешеходному переходу – та же сумма и задержание машины. По данным пресс-службы управления ГИБДД Москвы, особых проблем с выявлением нарушителей возникнуть не должно. Городские службы готовились к 1 июля традиционными и новыми методами.

«Паркон» – нечто среднее между видеорегистратором и навигатором. Это устройство предназначено для фиксации номеров автомобилей, нарушающих правила остановки и стоянки. Аналогов его в мире нет, если не считать ненавистных каждому водителю Парижа, Рима и других европейских городов барышень в полицейской форме, неутомимо выписывающих и подкладывающих под «дворники» штрафные квитанции. «Автомобиль с видеофотокамерой постоянно курсирует по определенному маршруту, – объясняет сидящий впереди Михаил Кащеев, ведущий специалист ЦОДДа. – При этом действует довольно справедливый принцип «из нашего детства»: первый раз не считается. Через пять-семь минут «Паркон» вновь проезжает по тому же маршруту, и если в его памяти вновь фиксируется один и тот же номер, тогда этот регистрационный знак заносится в базу нарушений. Всем же понятно, какая разница между правонарушениями: один остановился на пару минут купить газет или у табачного киоска, а другой оставил машину в запрещенном месте и отправился в офис на целый день».

Проехавшись дважды по одному маршруту, мы подъезжаем к зданию ГИБДД на Садовой-Самотечной и передаем на сервер ГИБДД номера 78 машин-нарушителей. Через несколько дней владельцы неправильно припаркованных сегодня авто получат «письма счастья» с двумя фотографиями, сделанными в разное время, и должны будут заплатить штраф.

В Москве автомобили, оборудованные «Парконами», работают в Центральном округе с середины апреля (их маршруты можно узнать на сайтах ЦОДД и ГИБДД). По словам Кащеева, к концу 2012 года по ЦАО будет курсировать уже сотня машин с «Парконом». Число стационарных комплексов фотовидеофиксации, установленных по всей Москве, к концу года тоже вырастет с нынешних 150 (их адреса есть на сайте ЦОДД) до 600.

По данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, за пять месяцев 2012 года в ЦАО построено шесть парковок на 831 место (именно в этом округе острее всего, по данным департамента, стоит проблема парковок, поскольку здесь сосредоточено 40-60% всех рабочих мест в городе), возле 13 станций метро до конца года планируется открыть 23 перехватывающие парковки почти на 6600 мест.

Сейчас тестируется мобильное приложение, с помощью которого можно будет не только найти ближайшую парковку, но также узнать, сколько сейчас там свободных мест, сколько стоит машино-место, и заплатить за стоянку. 1 августа начнет работать сайт с интерактивной картой городских, коммерческих и эвакуационных парковок, его работу будет дублировать колл-центр (тоже с 1 августа).

«Мобильное приложение и сайт, посвященные парковкам, это, конечно, замечательно, жаль только, в интернете невозможно парковаться, – говорит президент Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. – Городская инфраструктура не справляется с потоком машин, и, что бы чиновники ни предпринимали, в центре, например, невозможно обеспечить легальными местами больше 15 процентов паркующихся сегодня». По его мнению, в спальных районах ситуация не лучше: «Даже за МКАД – в Куркине и Бутове – найти место для машины вечером сложнее, чем в центре. Поэтому и вводятся драконовские меры. С помощью огромных штрафов правительство Москвы хочет пересадить автовладельцев на общественный транспорт, который пока по своей комфортабельности никак не может сравниться с автомобилем. Так, кондиционеры в автобусах планируют установить только к 2015 году».

Участники ФАР готовы оспаривать в суде новые штрафы в Москве и Петербурге, где они будут вдвое выше, чем в других регионах. «Если на федеральном уровне закон предусматривает штраф за неправильную парковку в 1500 рублей, – объясняет Канаев, – то региональный закон не должен ему противоречить».

По мнению директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, существенный штраф – первый шаг к упорядочению парковочного режима, который другие государства сделали десятки лет назад. «Функция этого шага при правильном администрировании не собрать деньги, а регулировать, – говорит Блинкин. – Во Франции штрафы за неправильную парковку заметно выше наших – 400-600 евро, но ведь их никто не платит, кроме приезжих идиотов раз в год. Автовладельцы просто знают, где парковаться нельзя, и не паркуются там».

Другое дело, что шаг этот может быть эффективным только в том случае, если закон будет равен для всех. «В моей любимой Швеции за неправильную парковку возле ресторана был оштрафован король, – говорит Блинкин. – Если у нас закон тоже будет распространяться на всех, независимо от госномеров и цен на автомобиль, повышение штрафов постепенно начнет влиять на поведение автовладельцев».