В Лондоне плакали все борцы

Корреспондент «Пятницы» провел неделю с дзюдоистами и борцами-классиками
Валерий Шарифулин/ ИТАР-ТАСС

Уже через два дня в Лондоне завершаются Олимпийские игры. Завершаются, судя по всему, не с тем исходом, какого ожидали российские болельщики и чиновники. К кому точно нельзя предъявить никаких претензий, это к единоборцам, на счету которых почти половина всех побед сборной. Специальный корреспондент «Пятницы» делится впечатлениями от недели, проведенной с дзюдоистами и борцами-классиками.

Тема закрыта

Российские единоборцы, по крайней мере в дзюдо и греко-римской борьбе, устроили в Лондоне неожиданное шоу, собрав пять золотых медалей. У дзюдоистов вообще произошел настоящий прорыв: после распада СССР по этому виду спорта не было ни одной награды. И тут сразу три – исторический рекорд, недоступный даже советской сборной. Каждый дзюдоист считал своим долгом похвалить главного тренера Эцио Гамбу из Италии, работающего с командой с начала 2009 года.

Первый лондонский чемпион Арсен Галстян признался, что главное достижение Гамбы в том, что у него вся команда была одним целым. То есть Александр Михайлин на протяжении всего сезона считал Галстяна или Мансура Исаева своим партнером. Если бы Гамба тренировал футболистов, то это, возможно, был бы самый крепкий коллектив. А до прихода южноевропейского тренера сборная была раздираема противоречиями. Каждый регион тянул в команду своего спортсмена, и нередко случались драки между партнерами по сборной. Кроме того, итальянец определился с олимпийским составом давным-давно и предложил новую тактику подготовки к Играм. Он заставлял своих ребят ездить на все турниры и бороться столько, сколько они смогут.

– После неудачного выступления на турнире в Испании я сказал Эцио: мое нестабильное состояние связано с тем, что я до сих пор не уверен, попаду ли на Олимпиаду, – объяснял Иван Нифонтов. – И хотя мне об этом говорили давно, я как-то не верил.

– Ты, Иван, дурак, что ли? – простодушно поинтересовался тренер. – Я же сказал, что едешь ты.

И конечно, Гамба закрыл в команде межнациональную тему. А она стояла остро в предыдущие годы практически во всех российских сборных по единоборствам. Теперь не было дагестанцев или русских – только дзюдоисты сборной России.

Сверх ожиданий

В греко-римской борьбе осторожно рассчитывали на одно золото, но было завоевано два чемпионских титула, а могло быть и три. Плюс еще две бронзовые медали, а на 2-1-2 никто и не надеялся. Правда, провалился Хасан Бароев, которого в свое время называли «наследником Карелина».

– Не, – только и сказал он журналистам, приподняв губу, после того как уступил в первом же поединке Юрию Патрикееву.

Этот жест знаком всем тем, кто хоть раз ходил на матч чемпионата России по футболу. Но в конце дня Бароев оттаял и сказал, что ему не повезло с жребием. Александр Карелин, правда, прямо упрекнул спортсмена в том, что тот слишком мало боролся перед Лондоном.

Еще был приезд Владимира Путина. К чести организаторов, досмотр вещей и контроль прохода, например, корреспондентов ничуть не изменился. В России все было бы иначе, а многие бы не попали на трибуны.

Путин увидел победу Тагира Хайбулаева, а самого дзюдоиста утомили расспросами: а знал ли он, что в зале будет президент России, и что он, президент, ему, спортсмену, сказал. На самом деле, когда Владимир Путин потянулся обнять дзюдоиста, у него сорвались часы с руки и Тагир помог не потерять их. Но со стороны показалось, что Хайбулаев отказался от импровизированного подарка.

Была и угроза – к счастью, быстро миновавшая – международного скандала в микст-зоне. Грузинский борец Владимир Гегешидзе проиграл схватку за третье место и шел, всех распихивая. Досталось волонтерам, а также бронзовому призеру из Японии, получившему тычок в спину. Японец, впрочем, только усмехнулся.

На глазах у всех

Мировой тренд в единоборствах – плакать. Иногда казалось, что находишься на каком-то турнире по художественной или спортивной гимнастике, только вместо тоненьких девочек – огромные мужики.

Слезы лили все. После поражения в дзюдо от Ивана Нифонтова ревел в микст-зоне японский спортсмен. Ревел, но стоял и объяснял журналистам, почему он проиграл. Россиянин Кирилл Денисов, уступивший в матче за бронзовую награду, лишь пару раз сумел всхлипнуть перед камерами, а потом убежал в раздевалку.

В турнире по греко-римской борьбе (ранее называемой классической) было то же самое. Расстроенным спортсменам уже впору платки выдавать в качестве инвентаря. Александр Карелин, приехавший на турнир со своим сыном, объяснял все это просто:

– Олимпиада, тут совершенно другие эмоции. Просто некоторые люди не понимают, где можно плакать, а где нет. Надо уйти из зоны доступа прессы и спокойно пореветь. Думаете, я не плакал? Плакал, когда проиграл в Сиднее, только этого никто не видел.