Статья опубликована в № 3175 от 28.08.2012 под заголовком: Динозавры большого стиля

Концертная программа Зальцбургского фестиваля: Динозавры большого стиля

Интендант Зальцбургского фестиваля Александр Перейра не питает интереса к современным авторам, зато весьма приветствует музыку барокко и музыкантов-«старинщиков»
London Symphony Orchestra

Новый интендант чуток к вкусам аудитории. Исторически ориентированное исполнительство – раз; популярные оперные названия – два; ну и, ладно уж, оставим немного современной музыки, по остаточному принципу.

Тем самым Перейра превращает элитарный фестиваль, на котором приветствовались дерзания и эксперимент, в нечто более удобоваримое, питательное и массовидное. В отсутствие Маркуса Хинтерхойзера, бывшего бессменным куратором концертных программ во времена интендантства Юргена Флимма, афиша летнего Зальцбургского фестиваля отнюдь не блещет оригинальностью.

Циклы «Континентов», ранее, при Хинтерхойзере, репрезентирующих творчество кого-либо из крупных композиторов ХХ в., отменены, и это очень грустно. Потому что, когда в фокусе внимания такого статусного мероприятия, каким является Зальцбургский фестиваль, оказывается музыка крупного, стоящего автора – Шелси, Шаррино, Рима, Берио, Вареза, происходит мощный вброс нового знания в общественно-массовое сознание, и это знание меняет его.

Нынче же концертное поле Зальцбурга предстает более однородным, менее интригующим и взрывоопасным – но и менее ярким. Как обычно, пять программ, с пятью разными дирижерами представил оркестр-резидент фестиваля, Венские филармоники. Примечательно, что с ними выступили два наших соотечественника: первый концерт провел Валерий Гергиев (Стравинский, Мусоргский, Прокофьев), второй – Марис Янсонс (Рихард Штраус, Вагнер, Брамс). Оба выступили в Зальцбурге и по второму разу, уже со своими собственными оркестрами. Гергиев – с Лондонским симфоническим, Янсонс – с амстердамским Концертгебау.

Гергиев отыграл с ЛСО в зале Фестшпильхауса балет Прокофьева «Золушка» целиком – слушала зальцбургская публика бесподобно, внимательно, сосредоточенно и оказалась весьма восприимчива к гармоническим парадоксам и угловатой красоте прокофьевского языка. Оркестр, надо отдать ему должное, играл потрясающе: точно, резко, наотмашь, похваляясь слаженностью исполнения и умением держаться вместе в запредельно быстрых темпах. Поражала избыточная рельефность духовых групп, их техничность, четкость артикуляции; струнные звучали порой резковато – но это фирменный звук почти всех лондонских оркестров.

Фирменный звук Венских филармоников базируется на иных ценностях: мягкость, деликатность, ненавязчивая округлость фразировки, обволакивающая нега в постромантических опусах.

Так венцы сыграли «Дон Жуана» Штрауса с Марисом Янсонсом: дирижер провел поэму так, что каждая кульминация приветствовалась, как восторг и освобождение. Умение рассчитывать форму, высоту и длину кульминаций, учитывая интуитивно психологические ожидания аудитории, – сродни магическому, оно доступно только выдающимся дирижерам. И в этом умении Янсонс достиг больших высот.

Впрочем, к подобным умельцам относится, безусловно, и Риккардо Мути. Мрачный неаполитанец, выкормыш Герберта фон Караяна, он провел с оркестром Венской филармонии третий концерт, программа которого составилась из сочинений Листа и Берлиоза.

Поздняя симфоническая поэма Листа «От рождения до смерти» выстроена как модель человеческой жизни в соответствии с расхожими романтическими стереотипами: рождение и детство уподоблено росистому утру, жизнь как борьба и преодоление полна action, драматизма и поступательного движения. В заключительной части Лист рисует смерть и просветление: мелодия взвивается ввысь в райские кущи и порхает.

Мути провел поэму с хором сосредоточенно, мастерски, но апофеоз его манеры наступил в «Прелюдах» – самом известном опусе Листа. Мути – один из немногих оставшихся дирижеров большого стиля, он не боится открытого пафоса, напротив, бравирует им. Не вуалируя, а подчеркивая рваную, мозаичную форму «Прелюдов», Мути добивается эффекта, когда клочковатость формы воспринимается как системообразующее свойство.

Под занавес фестиваля в Зальцбург, как обычно, зачастили «гостевые» оркестры. В конце августа, как всегда, приедут Берлинские филармоники, возглавляемые Саймоном Рэттлом, знаменитый Кливлендский оркестр с Францем Вельзер-Мёстом, лейпцигский оркестр Гевандхауса с Риккардо Шайи и амстердамский Концертгебау с Марисом Янсонсом. Завершит симфоническую программу 1 сентября Оркестр театра Ла Скала с Даниэлем Баренбоймом.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать