Открывается Венецианский фестиваль

29 августа открывается Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica – 69-й Венецианский кинофестиваль. С новым директором, онлайн-трансляцией и «Изменой» Кирилла Серебренникова в конкурсной программе
C.ONORATI EPA ИТАР-ТАСС

При Марко Мюллере, который руководил Мострой восемь лет, фестиваль напоминал восхитительную киноманскую оргию с переодеваниями: то придет безжалостный видеоарт и всех замучает, то конкурсная программа раздуется до двадцати с лишним фильмов. Но в прошлом году Мюллер не сошелся во мнениях с президентом Венецианского биеннале Паоло Бараттой по поводу долгостроя нового Дворца кино. Теперь Мостра будет еще более ревниво, чем раньше, смотреть на своего конкурента – Римский кинофестиваль: Мюллер ушел туда, а в Венеции новый директор, Альберто Барбера.

Барбера, уже пробовавший свои силы в Венеции на рубеже двухтысячных, пообещал обустроить настоящий кинорынок и сократил количество фильмов в конкурсе и в программе «Горизонты». В основном конкурсе в этом году всего 18 фильмов. Два самых ожидаемых – «К восхищению» Терренса Малика и «Мастер» Пола Томаса Андерсона. Малик – монументальный романтик кинематографа – вновь находится в поисках смысла жизни, истоков Вселенной и всего такого. «К восхищению» – фильм о любви, в котором, как говорят, Малик закапывается в ассоциативное кино глубже, чем в «Древе жизни». Еще один великий – Пол Томас Андерсон – рассказывает о религиозном культе, в котором критики сразу признали сайентологию.

Из классиков в конкурс попал Брайан де Пальма с триллером «Страсть» и Рауль Руис – точнее, фильм «Линии Веллингтона», задуманный Руисом и законченный его вдовой Валерией Сармиенто. Фестивальные любимцы в программе – Ким Ки Дук («Пьета»), Оливье Ассайяс («Что-то в воздухе»), Ульрих Зайдль («Рай: Вера») и Такеши Китано («Беспредел-2»). За молодых и гадких в конкурсе отвечают то ли гений, то ли прохвост Брильянте Мендоса («Лоно твое») и расчетливый безумец Хармони Корин («Отвязные каникулы»).

Российские фильмы есть и в основном конкурсе («Измена» Кирилла Серебренникова), и в «Горизонтах» («Я тоже хочу» Алексея Балабанова). Вне конкурса покажут документальный фильм о мальчике-аутисте «Антон тут рядом» – режиссерский дебют главного редактора журнала «Сеанс» Любови Аркус.

Главное и самое приятное нововведение нынешней Мостры – виртуальный кинотеатр. Десять полнометражных фильмов программы «Горизонты» и тринадцать короткометражек можно будет посмотреть в интернете в тот же день, когда их будут показывать на Лидо. В виртуальном зале всего 500 мест, билеты продаются онлайн и стоят около 5 евро. 7 сентября состоится онлайн-показ фильма Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Хорошо бы фестивали двигались в этом направлении, тогда через несколько лет можно будет весь конкурс смотреть дома на диване и в строительстве нового Дворца кино не будет никакой необходимости.