Фестиваль 2morrow/Завтра: С оглядкой на Венецию

Кинофестиваль 2morrow/Завтра открылся фильмом Сандрин Боннэр «Разъярена его отсутствием», который в мае показывали в каннской программе «Неделя критики». Но в целом2morrow-2012 выглядит скорее эхом Венецианского фестиваля
outnow.ch

Открытие было кратким: знакомство с Сильваном Озу и ролик, в котором фестивальная команда сыграла в «клуб анонимных киноголиков». Потом показали режиссерский опыт Боннэр – хорошее лекарство от кинозависимости. Звезда сняла мелодраму про то, как у семилетнего мальчика в подвале завелся второй отец – бывший муж его матери, тоскующий о собственном погибшем ребенке. У картины такое страдальческое выражение лица, что после нее бодро выглядела даже открывшая конкурс «Спящая красавица» Марко Белоккьо, фильм об эвтаназии, в котором несуразно много беспомощных женских тел, а мужчины – от врачей до политиков – морщат лбы, решая, что же с этими телами делать.

В этом году у фестиваля новая площадка – Центральный дом художника (ЦДХ). И новый куратор: директор «Завтра» Ольга Дыховичная и продюсер Ангелина Никонова впервые позвали на должность программного директора иностранца – им стал француз Сильван Озу, один из основателей «Венецианских дней», параллельной секции Венецианского кинофестиваля.

Выбор ЦДХ объясняется желанием собрать фестивальные события в одном месте, но переезд в арт-пространство кажется еще одним намеком на Венецию, где кинематографическая Мостра – часть Биеннале современного искусства. Тем более что уголок видеоарта на2morrow тоже есть.

В Венеции, на фестивале с самой мощной национальной квотой, «Спящая красавица» была фаворитом местной критики, а в Москве открыла счет фильмам, которые приехали прямиком с Мостры. Две конкурсные ленты вообще из секции, которую в Венеции курирует Сильван Озу. Фильмы неплохие, поэтому обвинять нового программного директора «Завтра» в кураторской лени не будем. Мрачная семейная драма «Блонди» – о группе шведок, бурно и одновременно тоскливо переживающих кризис среднего возраста. Патологический, в лучших традициях корейского кино, «Вес» – о горбатом работнике морга и его брате-трансвестите. В правильных, но несвежих чертах спивающихся скандинавских богинь с каждым поворотом сюжета проступает все больше безобразного. В мертвых телах корейский горбун находит красоту.

Даже единственный российский фильм конкурса2morrow прибыл из венецианской программы «Горизонты» – «Я тоже хочу» Алексея Балабанова. Оттуда же – «Араф», турецкая драма о тяжести случайной любви на станции для дальнобойщиков, и алжирская «Йема» о женщине, переживающей смерть одного сына и предательство другого.

Более размашисто взялся за библейский образ «мать, оплакивающая сына» Ким Ки Дук – и был за это вознагражден: дидактический триллер «Пьета» о выбивателе долгов, неожиданно обретающем корни, месяц назад получил венецианского «Золотого льва». Забавно будет, если Ким, приехавший в Москву с новой лентой и ретроспективой из пяти старых, и отсюда уедет с наградой.

До 7 октября