"Амфест": Обновление независимых

Пока в США решается, будут их жители в ближайшие четыре года считать Россию врагом или партнером, россиянам предлагается ознакомиться с основными американскими кинодостижениями за год на фестивале «Амфест»
без Паркер Поузи «Амфест» не «Амфест»/ Амфест

В последние годы наряду с понятием «офф-Голливуд» распространилось еще одно – «офф-Санденс». Авторское кино, не стремящееся соответствовать эталонной инди-конъюнктуре, и формирует сейчас актуальную повестку дня – и заставляет говорить о новой американской волне. Но «Амфест» она пока не захлестнула – как и в прошлые годы, он большей частью предлагает проверенную программу «Эхо «Санденса» плюс несколько авторских хитов, которым недолго ждать российского проката. О них – паре каннских фильмов-конкурсантов и новой картине Тима Бертона – разговор отдельный, а пока – о независимых, за фильмы которых отборщиков «Амфеста» стоит поблагодарить: свежее американское инди нечасто появляется на российских экранах и выгодно отличается от голливудской продукции известной душевностью – как правило, не теряя в развлекательности.

«Проверка стоимости» – эталон жанра «эксцентрическая комедия с Паркер Поузи». Поузи – что-то вроде нашей Алисы Хазановой: актриса, чье участие в фильме автоматически причисляет его к инди-виду (в симптоматичной разнице темпераментов двух брюнеток, Алисы и Паркер, собственно, вся пропасть между нашим и американским независимым кино). С возрастом, впрочем, Паркер Поузи превратилась скорее в Людмилу Гурченко: «Проверка стоимости» – это ее «Аплодисменты, аплодисменты...». Сценарий условно романтической комедии о неистовой начальнице отдела маркетинга и ее засыпающем на ходу подчиненном написан будто для того, чтобы связать между собой ряд эпизодов, где актриса имеет возможность блеснуть: в основном – по разряду жизнерадостной истерики. Поднадоевшая антитеза «бизнес и человечность» в основе сюжета не помеха тому, чтобы получить удовольствие от актерской работы, время от времени переходящей фактически в стендап-комедию.

Снежная блондинка Брит Марлинг – полная противоположность старшей коллеге, однако именно она грозит стать королевой независимых в новом десятилетии. Ненаучно-фантастическая мелодрама «Другая Земля» с ней в главной роли стала одним из главных инди-хитов прошлого года, побывав даже в российском прокате. Еще более независимая, буквально трехгрошовая фантастика «Звук ее голоса» – впечатляющая демонстрация амбиций актрисы: тут она и продюсер, и сценарист. Фильм рассказывает о странной секте, куда внедряется журналист. Главный персонаж, однако, не он, а лидер тоталитарно-религиозного объединения в исполнении Марлинг, опасно магнетическая девушка в белом, которая, кажется, явилась из другого временного измерения. А в фильме «Арбитраж», названном в нашем прокате «Порочная страсть», Брит Марлинг партнерствует со Сьюзан Сарандон, Тимом Ротом и Ричардом Гиром – спешите уследить за рождением звезды.