«Оптикон»: Произведение французского хореографа Филиппа Декуфле сделано не для сцены, а для выставочного зала

«Оптикон» – забавное сочинение известнейшего французского хореографа и выдумщика Филиппа Декуфле, только не для сцены, а для выставочного зала, и играет там публика
Вернисаж "Оптикона" украсили актеры его трупы/ С. Портер/ Ведомости

Назвать «Оптикон» выставкой трудно, скорее это ярмарочный аттракцион в самом лучшем, классическом смысле этого словосочетания. О чем говорит, кроме всего, и оформление залов Нового Манежа, где «Оптикон» представляют, балаганными вывесками.

Смешные картинки только сопровождают главные экспонаты – нехитрые, но все равно удивительные приспособления, позволяющие зрителям, например, увидеть собственную задницу анфас. Или взмахом руки поправить картинку на экране. Или соединиться с собственным изображением. Самый большой аттракцион занимает целый зал – тут крутят колесо-штурвал и сменяют заполняющие пространство калейдоскопические световые проекции.

Такой машинерией Декуфле пользуется в спектаклях, в том числе и в Octopus, сыгранном в рамках проходящего сейчас театрального фестиваля NET. И лучшим зрелищем на выставке можно считать экран с записью исполненных актерами акробатических этюдов, невозможных в реальности, смешных.

Доходчивый клоунский юмор отличает «Оптикон» от множества популярных сейчас выставок визуальных эффектов, обеспеченных компьютерными технологиями. Здесь не заставляют тыкать пальцами в экран и нажимать на кнопки – чтобы было интересно, надо работать телом.

Восхищение телом и его возможностями сделало Декуфле всемирно знаменитым. Двадцать лет назад он стал режиссером зимней Олимпиады в Альбервиле и создал зрелище, основанное на народной площадной культуре, с ее простыми шутками, балаганными эффектами и прославлением абсолютного индивидуализма – спортсмен, как ярмарочный акробат, поражает зрителей своим телом.-