Среди лауреатов премии "Дебют" почти не оказалось новичков

Большинство финалистов уже публикуются и хорошо известны
С.Портер/ Ведомости

С прошлого года «Дебют» принимает на конкурс работы авторов до 35 лет. Возрастная планка сдвинулась на целое десятилетие – и не заметить это было невозможно. Большая часть финалистов, сначала читавших с экрана свои «нобелевские речи», а затем выходивших на сцену, выглядела не юно, не зелено, а абсолютно зрело. Недаром награждавшие их члены жюри (Павел Басинский, Марина Дьяченко, Олег Зайончковский, Сергей Кузнецов, Алексей Слаповский, Валерий Шубинский) постоянно спотыкались на слове «молодые» и оговаривались: то есть, конечно, молодые, но не такие уж. Еще страннее звучали поздравления с хорошим началом и дебютом. Дебютантов, лишь вступающих на литературный путь, среди них было немного – собственно, один.

Лауреат в номинации «Поэзия» 30-летний петербуржец Алексей Порвин, автор медитативной лирики, справедливо названный при награждении «ювелиром», необычайно тонко фиксирующий самые зыбкие ощущения и неуловимые состояния, выпустил уже три поэтических сборника. Один из них в московском издательстве «НЛО», которое, как известно, отбирает авторов более чем тщательно. Но не только в сборниках дело: лирик, переступивший порог 30-летия, – поэт в любом случае зрелый, просто потому что стихотворцы созревают раньше, чем, скажем, прозаики.

Неудивительно, что лауреатом в номинации «Крупная проза» стал уже 34-летний московский физик Илья Панкратов с еще неопубликованной «физической сказкой» «Слонодемия». Эту просветительскую сказку, с ясными рисунками и подробными пояснениями, можно читать и как забавные приключения Демы, он же «демон Максвелла» (вымышленное существо, которое придумал физик Джон Максвелл для иллюстрации второго начала термодинамики), и как отличное пособие по физике. Сама по себе сказка Ильи Панкратова – прекрасна, умна, весела, красочна, и все же уместнее она смотрелась бы в победителях премии «Просветитель» или награды за детскую литературу – например, «Книгуру». Но, возможно, "дебютовское" жюри пленила идея «синтеза искусств», разговора языком прозы (только это все равно никакая не проза!) о физических явлениях?.. А может быть, судьи не смогли устоять перед тем, что Панкратов просто не имеет литературных публикаций – и из шести финалистов премии он оказался единственным «законным» дебютантом.

В номинации «Малая проза» победил 29-летний автор из Петербурга Евгений Бабушкин с рассказом «Зимняя сказка», опубликованным журналом «Октябрь» (и это далеко не единственная его публикация). При всем уважении к выбору жюри краткую печальную историю о жизни в маленьком городке, рассказанную Бабушкиным, прорывом в прозе все же никак не назовешь. Предсказуемой же – безусловно. Зато комедия положений «Похищение» Ксении Степанычевой, победившей в номинации «Драма», выглядит гораздо более перспективно: неожиданные сюжетные повороты, юмор, авторская ирония. Еще бы, Степанычева – опытный драматург и сценарист, спектакли по ее пьесам идут по всей России, а Станислав Говорухин снял по ее сценарию фильм «В стиле Jazz» (2010).

Вот и на счету Дмитрия Колодана, премированного за лучшую фантастику, уже четыре книги, вышедшие в АСТ. Да и Елена Погорелая, несмотря на нежный 25-летний возраст получившая премию в номинации «Эссеистика», как критик публикуется давно и активно.

Итак, лауреаты нынешнего года, как совершенно справедливо выразился член жюри поэт Валерий Шубинский, вовсе «не птички Божии», вовсе не трепетные новички с пушком на щеках и неуверенностью во взоре. Теперь премия не столько открывает новые имена, сколько фиксирует успех авторов, которые находятся, что называется, в середине карьеры. В этом тоже есть свой благородный смысл (премия учреждена и поддерживается гуманитарным фондом «Поколение» и его главой Андреем Скочем), как и во всякой поддержке пишущих людей в любом их литературном и физическом возрасте. Однако премии надо срочно менять название.