Евгений Жадкевич: Бабушка едет в Монако

Как наши пенсионеры самостоятельно организуют путешествия с помощью интернета

Все это – в своей компании, за свои деньги, по собственному маршруту и вместо огорода

Наши пенсионеры, самые бессловесные и восторженные путешественники, божьи одуванчики, на которых держался организованный туризм, склонили головы перед общим поветрием и заинтересовались онлайном. Раньше они просто покупали туры, продлевая жизнь турфирмам и вымирающему слову «путевка». Путевки им нравились тем, что включали попутчиков, с которыми можно поболтать на перегоне Брест – Краков или сбиться в кучку для перевода меню McDonald's во Флоренции. Альтернативой путевкам выступали летние путешествия в роли глазастого чемодана при семье дочери или осеннее вязание пледов в болгарской квартире сына, совмещенное с обязанностями по охране, проветриванию и поливу.

И вот им захотелось свободы. Добрые школьники-внуки и терпеливые студенты-настройщики интернетов научили их выходить в сеть. Постоянная готовность к бедности научила их копить деньги. Старомодные навыки офлайн-общения помогли сформировать маленькие боевые отряды для самостоятельного выезда за границу, а привычка к чтению – список городов и музеев, где нужно побывать, пока ты не умер.

Типичное ударное подразделение новых пенсионеров – это пять-десять человек, разбитых по гостиничным номерам в хитрых комбинациях с целью не платить за одноместное размещение. Муж и жена в двухместном, три вдовы – в трехместном. Во главе подразделения на слабых ногах стоит мужчина, один на всех, не самый смышленый, но необходимый персонаж за столом и для демонстрации флага. Одна из женщин в компании отвечает за креатив, другая (с компьютером дома) – за изучение рынка, третья (с опытом руководства дачным кооперативом) – модератор и переговорщик, четвертая – кассир, и все они курьеры, когда нужно отнести по грязи и льду свои нехитрые документы на оформление виз.

Первая мысль поживших в нашей стране пенсионеров – не дать себя объегорить. У каждого за плечами опыт сотрудничества с кровососами из «Ридерз Дайджест», многие отправляли деньги телефонным мошенникам и посещали презентации испанских таймшеров. Поэтому для начала делаются осторожные звонки на засыпку. Звонок детям с целью выяснить, надежная ли турфирма booking.com, звонок в колл-центр авиакомпании с вопросом, как оплатить билет с сайта anywayanyday.com наличными в офисе компании «Евросеть». На фоне общей радостной экзальтации некоторые звонки делаются спонтанно и повергают в нежный ступор поставщиков туруслуг (например, вопрос о том, где в компьютере находится прорезь для кредитки, которой можно оплатить электронный билет). В результате коротких, пугливых, но поступательных, с перерывом на гипертонический криз, движений команда путешественниц со своим адмиралом добивается результата.

Забронированы скидочный средиземноморский круиз, кривой перелет Lufthansa в два раза дешевле, чем запросили в турфирме, и однозвездочная гостиница в Барселоне с первой страницы вариантов, отсортированных по цене. Все это – в своей компании, за свои деньги, по собственному маршруту и вместо огорода. С лица внучки, наворачивающей после школы котлеты, слетает снобизм, а из ушей выпадают наушники: «По ходу, бабушка едет в Монако с друзьями...»

Не знаю, сохранится ли в нашем поколении, износившем пять загранпаспортов, то же любопытство, готовность слушать гидов и стаптывать ноги на старости лет. Некоторые из нас уже сдулись и не тратят мозг даже на путеводители. Похоже, мы крепко сядем на грядках, когда наши правнуки с зашитыми в голову микрочипами будут оттягиваться в боулингах на Луне.

Автор – генеральный директор туристического агентства «Остров Европа»