В Москве стартовал кинодокументальный антропологический проект

Режиссеры предлагают всем желающим зафиксировать свою жизнь на камеру
Александр Котляров

«У вас ведь есть камера или телефон с камерой? Вот и постарайтесь, снимите свою повседневную жизнь так, словно вы снимаете на память, чтобы посмотреть на это через десять лет»

Кастинг документального проекта «Реальность.doc», придуманного продюсером Алексеем Пивоваровым и режиссерами-документалистами Павлом Костомаровым и Александром Расторгуевым, начался 21 января. Участником может стать любой житель Москвы и окрестностей – достаточно пройти отбор и начать снимать собственную жизнь на видеокамеру. Полученный материал режиссеры превратят в серию документальных фильмов, которая через жизнь простых людей будет ни много ни мало фиксировать состояние современного российского общества.

Отбор участников проходит ежедневно в крошечном офисе, расположенном в здании завода киноаппаратуры «Москинап» по соседству с телецентром. Начиная с полудня люди идут сюда один за другим. За тем, чтобы не было очередей, следят девушки-волонтеры, они непрерывно звонят по телефону будущим кандидатам и договариваются о времени прослушивания. О кастинге кандидаты узнали из социальных сетей, а также из лаконичных флаеров, приглашающих всех желающих пройти «большой кастинг среди жителей Москвы и гостей столицы», которые в декабре начали появляться в столичных кафе, университетах, общежитиях, кинотеатрах и прочих общественных местах. На этой неделе в очереди на прослушивание было записано около 400 человек, и их число будет только расти.

Режиссеры решили использовать опыт, полученный при съемках фильмов «Я тебя люблю» и «Я тебя не люблю», герои которых на протяжении нескольких месяцев снимали свою повседневную жизнь на небольшую камеру. Собранный материал затем смонтировали, и получилось кино, жанр которого непросто определить: это любительская видеосъемка, но выстроенная так, что в жизни главных героев проявились сюжеты, даже драмы – с завязками, кульминациями и развязками.

Костомаров, Расторгуев и Пивоваров решили привлечь к съемкам максимальное количество людей, а также использовать возможности интернета. Собранная ими команда будет регулярно отсматривать снятый материал, монтировать его, чтобы получилась серия небольших, по 6-8 минут, роликов. Эти ролики будут вывешивать на специальном сайте, а из части собранного материала сделают сериал для телеканала СТС (пилотная серия будет готова к весне, а сам сериал может выйти на канале уже осенью). Также планируется, что весной кастинг перенесут из офиса в какое-нибудь кафе в центре Москвы, и там установят камеры. «Мало того что это будет просто интересно смотреть, это еще антро­пологический эксперимент, фиксирующий сиюминутное... Перепись населения с помощью кинематографа, который становится инструментом самоисследования. Фактически речь идет о глобальном психоаналитическом сеансе всей нации», – говорит Расторгуев.

«Все, что делает эта команда, я оцениваю высоко и рад, что этот проект будет доступен более широкой аудитории за счет телевидения (надеюсь, он не пострадает там от цензуры). Сегодня, к сожалению, телевидение предлагает человеку ирреальный мир, в котором жить невозможно. Можно сколько угодно ходить по комнатам смеха и глядеться в кривые зеркала, но утром хочется увидеть свое неискаженное изображение в прос­том зеркале. Документальное кино дает некоторую возможность взглянуть на реальность и на себя самого», – уверен президент фестиваля «Артдокфест» кинодокументалист Виталий Манский.

Беседа с кандидатом, которая длится минут двадцать, действительно порой напоминает сеанс психоанализа. Скажем, 18-летний студент рассказывает, что у него не складываются отношения с авторитарным отцом, про которого он даже не может с определенностью сказать, чем тот зарабатывает деньги. А 23-летняя девушка откровенно говорит о том, что собирается расстаться со своим бойфрендом ради женатого сотрудника охраны торгового центра. Кандидаты рассказывают о себе в ярко освещенной комнате с очень низким потолком, сидя на фоне белого задника. На них направлены небольшая камера и микрофон. Сегодня отбором занимаются режиссер Павел Костомаров, его соавторы – Антуан Каттин и Сусанна Баранжиева. «Что привело вас сюда?» – спрашивает Костомаров. «Что привело? Мой авантюрный характер, наверное», – отвечает Ирина, и по ней видно, что эта авантюра далеко не первая в ее жизни. Съемочная группа задает простые вопросы, мгновенно подстраиваясь под характер испытуемого, так что небольшое первоначальное стеснение исчезает полностью. Выясняется, что Ирина приехала с Камчатки, четырежды разводилась, всякий раз оставляя все своим бывшим мужьям. Теперь живет одна, без мужа, но с четырьмя кошками. «Вы могли бы все это снимать? Свою жизнь, своих кошек?..» – спрашивает режиссер. «Мне надо понять, как это – снимать свою реальную жизнь, – говорит уже после кастинга Ирина, которая явно плохо представляла, куда шла. – Но я обязательно попробую. Надеюсь, что-то получится».

«Я живу в Ховрине, это один из самых зеленых районов города Москвы, здесь стоимость квартир приравнивается к центру», – начинает рассказывать о себе Анна, которая, указав свой возраст в анкете, приписала «выгляжу на 24». В ходе непринужденного разговора выясняется, что она «актриса, с шести лет вкусила кайф нахождения на сцене», сейчас ходит на кастинги и готова на все ради того, чтобы хоть «с заднего прохода» попасть на сцену. «У меня много поклонников, не только в районе Ховрино, но и по всей Москве. Даже в Тверской области есть. Парочка», – прибавляет Анна. «Вы когда дрались последний раз?» – вдруг спрашивает ее Костомаров. «Дралась? Сейчас скажу, это была «Планета пива», чемпионат мира по футболу», – почти не задумываясь отвечает Анна, тряхнув крашеными кудрями.

Отбор проходят все. Точнее, все выходят во второй тур. «У вас ведь есть камера или телефон с камерой? Вот и постарайтесь, снимите свою повседневную жизнь так, словно вы снимаете на память, чтобы посмотреть на это через десять лет. Снимите, как вы разговариваете со своими друзьями, родственниками, и приносите материал нам в любом виде в любое время. Снимите свою жизнь интересно», – напутствуют каждого члены творческой группы.

В каком-то смысле это кастинг наоборот – на первом этапе режиссеры порой больше заинтересованы в актере, чем сами актеры. «Все наши собеседования сводятся к тому, что мы объясняем, во что предлагаем играть, а кандидаты уже решают сами: опасная это игра, грустная или та, в которую они давно хотели сыграть. Мы лишь генерируем предложение: надо заниматься этим. Хочешь? Занимайся. Мы разговариваем с человеком, пытаемся задать вопрос, который вытолкнет его из оболочки, проткнет ее, и из нее начнет вытекать что-то сокровенное. И тогда человек начинает думать: а надо ли мне это, или я сейчас домой вернусь, все заштопаю, забуду и стану жить дальше. А те, кому этот момент протыкания принес облегчение, приходят еще раз, и мы начинаем с ними сотрудничать», – рассказал «Пятнице» Павел Костомаров.

«Помимо телеканала СТС интерес к нашему проекту проявляют и другие телеканалы. Кроме того, сейчас мы оформляем отношения с одним крупным игроком на российском медийном рынке, который решил инвестировать в этот проект. Инвестор, чье имя я пока назвать не могу, рассчитывает, что через три-пять лет проект начнет генерировать стабильную прибыль – как за счет продажи контента телеканалам, так и за счет рекламы и спонсорства в интернете. Еще мы рассчитываем, что когда-нибудь этот проект выйдет за пределы России и появится франшиза в СНГ или даже в дальнем зарубежье», – говорит продюсер проекта Алексей Пивоваров.

По мнению режиссеров, шанс на успех проекту дает тот факт, что сейчас телевидение теряет зрителя. «Если мы сумеем привлечь достаточное количество зрителей на сайте, то он сможет стать одним из каналов трансляции. Я не думаю, что телевидение – это априори плохо. Мы надеемся со своим новым форматом проскочить между всеми сциллами и харибдами», – подыто­живает Расторгуев.