«Размышляя о смерти»: Маститые и молодые художники высказались на табуированную тему

Выставка «Размышляя о смерти» интересна не столько работами очень и мало известных художников, но самой темой
Марсель Мит. «Исправленная линия жизни»/ «Медиаартлаб»

Тему выставки Гете-института и «Медиаартлаб» кураторы Леонард Эмерлинг и Вольф Иро назвали табуированной. С уточнением – именно в западном, капиталистическом мире и именно смерть естественная, неизбежная вытесняется из общественного сознания и не имеет образа. Насильственная – другое дело, камеры обожают убийства и катастрофы.

Как ни вытесняется смерть на периферию сознания бодрого, не религиозного человека, готового до конца вести изнурительно здоровый образ жизни, встреча с ней неизбежна. Видео Билла Виолы «Переход» снято больше двадцати лет назад, в год, когда у художника умерла мать и родился сын. Рождение и смерть – главные темы классического искусства, частью которого Виола себя утверждает, из работы в работу перефразируя вечные живописные образы и сюжеты. В «Переходе», как всегда у Виолы, есть сновидческие пейзажи, магия воды, завораживающий лунный свет, но и жестокая реальность смертного одра – больничной палаты. В более поздних, монументальных и впечатляющих видео Виолы смерть в своем бытовом физиологизме отсутствует, не мешает красоте видений, не добавляет боли.

«Я умру» – известная работа Янга Женьжонга. На немецком, английском, китайском и французском люди произносят эту фразу. Дети – хохоча и гримасничая, пожилые – все больше печально, делая усилие, уверенные в себе – серьезно. И все они говорят правду, и всех жаль. «Миллионы ныне живущих умрут» – название и содержание произведения Симона Дюббро Мёллера.

Среди художников выставки – Йозеф Бойс и Феликс Гонзалес-Торрес. Первый представлен видеодокументацией инсталляции «Пространство боли», смысл которой пленка не доносит, второй – туманной фотографией, что-то значащей, только если знаешь, почему он умер молодым.

Зато, как это часто бывает на выставках с небольшим бюджетом, хорошо представлены не именитые и молодые. Анна Хепп с любовью и деликатностью снимала свою старую бабушку накануне смерти. Юлия Шарлотта Рихтер показывает молодую красотку, меланхолично рассказывающую про этапы разложения трупа. Каждый борется со страхом смерти по-своему, как может.