«История советских павильонов. Часть I»: Выставка о том, как страна показывала себя миру
«История советских павильонов. Часть I» – выставка фрагментарная, но дает представление, как страна позиционировала себя в миреВ выставочном комплексе «Рабочий и колхозница» самое место рассказу о том, как советское государство представляло себя на всемирных выставках. Самый знаменитый сюжет – парижский смотр 1937 г., где павильон СССР, соперничавший с павильоном Германии, победно венчала мощная скульптура Веры Мухиной. Этому случаю на выставке уделено не так много внимания – именно потому, что он хорошо известен.
Больше всего места отдано другому триумфальному павильону СССР, вошедшему в историю архитектуры, – на Всемирной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 г. Здесь вошел в жизнь стиль ар-деко, буржуазный, шикарный. Большинство павильонов и интерьеров стран и торговых организаций в этом стиле и были сделаны. Другой путь в будущее архитектуре и дизайну указывал, кроме СССР, Ле Корбюзье. Но в его стерильном модернизме не было энтузиазма, красок и фантазии. А в легкой крашеной деревянной конструкции, построенной по проекту Константина Мельникова, были. И конструктивистский Рабочий клуб Александра Родченко с высокими полукруглыми стульями-жердочками противоречил комфортным креслам ар-деко.
На волне авангардной энергии была выстроена и экспозиция СССР на международной выставке «Пресса» в Кельне в 1928 г., где Лазарь Лисицкий блистательно применил дизайнерские приемы советской пропаганды. Создал, как бы мы сейчас сказали, тотальную инсталляцию.
Брюссель-1958, Монреаль-1967, Осака-1970 – каждый случай представлен на выставке по определенной схеме: конкурсные проекты советских павильонов, фотографии и модели построенных, фрагменты экспозиций, кинохроника и, что особенно интересно, материал о других участниках выставки, дающий возможность понять, как выглядел парадный образ СССР на общем фоне мира. Довольно скучно.
Как бы ни решался павильон архитектурно, какие бы прекрасные технические достижения в нем ни показывались, советская пропаганда, растерявшая прежний энтузиазм, обюрократилась и утратила общий язык со свободным миром. Так что история про советские павильоны поучительна. Жаль только, что выставка, сделанная объединением «Манеж» и Музеем архитектуры, получилась слишком фрагментарной.
До 18 августа