Статья опубликована в № 3368 от 19.06.2013 под заголовком: Тогда мы идем к вам

Триллер «Судная ночь»: Тогда мы идем к вам

Триллер Джеймса Де Монако «Судная ночь» (The Purge) показывает, как снять антиутопию недорого
Судная ночь совмещает карнавал и охоту
KINOPOISK.RU

Допустим, люди могут терпеливо соблюдать законы, если знают, что раз в году им будет все позволено. В течение 12 часов можно грабить, жечь, убивать. У полиции, «скорой помощи» и пожарных выходной. Убытки и жертвы будут подсчитаны утром. Убрав трупы со двора, соседи снова улыбнутся вам лучшей рекламной улыбкой и скажут: «Привет!» Год будет мирным – до следующей Судной ночи.

Этан Хоук играет успешного менеджера по продажам охранных систем, т. е. не просто конформиста, а человека, которому Судная ночь приносит большой доход. Ежегодное ночное бесчинство практически не касается богатых. Они закрываются в хорошо охраняемых домах, а на улицах идет расправа над теми, кому некуда укрыться: таким образом общество очищается от маргинальных элементов. Мораль, как в большинстве антиутопий, очевидна с самого начала: если рядом кого-то преследуют и убивают, не думай, что это не коснется тебя. После спокойного ужина с женой (Лена Хиди) и детьми-подростками (Аделаида Кейн и Макс Буркхолдер) герой Хоука опускает на окна и двери бронированные заслоны и отправляется считать прибыль под бодрый аккомпанемент теленовостей о том, как Америка встречает восьмую в истории Судную ночь. Но дети впускают в дом посторонних: дочь – своего парня, а сын – незнакомца, бегущего от вооруженных преследователей, которые вскоре придут и потребуют, чтобы хозяева дома выдали им законную «дичь».

На идее кровавой жертвы, которую общество приносит раз в год, чтобы умилостивить богов насилия и криминала, построено много антиутопий, но если производство, к примеру, «Голодных игр» обошлось в $78 млн, то «Судная ночь» стоила всего $3 млн. Продюсер Джейсон Блюм прославился после «Паранормального явления» – копеечного фильма ужасов, заработавшего миллионы. Главный урок нового триллера тоже не столько моральный, сколько финансовый: антиутопия не обязательно требует большой массовки и сногсшибательных спецэффектов. Как и малобюджетный хоррор, ее можно снять в компактной декорации.

Картина Джеймса Де Монако быстро сворачивается в типовой триллер. Оборона дома и защита семьи – универсальный сюжет, развитие которого мало зависит от того, кто именно стоит у дверей: озверевшие грабители, голодные зомби или богатые молодые фашисты в карнавальных масках, вышедшие поохотиться на бездомных. Антиутопия диктует лишь более жесткие моральные обязательства: шансы персонажей на выживание напрямую зависят от их человеческих качеств. Единственное, чем Джеймс Де Монако пытается оживить сюжет, – это любимая игрушка героя-подростка, наполовину обгоревшая радиоуправляемая кукла на колесиках, как будто прикатившая в «Судную ночь» из мистического фильма ужасов. Она, во-первых, позволяет разнообразить манеру съемки, а во-вторых, оказывается самым нетривиальным персонажем картины, поэтому особенно обидно, что в пылу финального сражения о ней попросту забывают. Можно сказать, что это смешная придирка, но именно в таких мелочах качество режиссуры проявляется гораздо нагляднее, чем в постановке сколь угодно актуальных общественных и нравственных проблем.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать