«Кунсткамера» Яна Шванкмайера выглядит как кунсткамера

«Кунсткамера» Яна Шванкмайера выглядит как называется. Почтенный чешский режиссер и художник показал в «Гараже» свои диковинные рисунки и объекты
В «Кунсткамере» есть чему подивиться/ Д. Абрамов/ Ведомости

Яну Шванкмайеру в следующем году исполнится восемьдесят, он достаточно известный, чтобы спокойно почивать на лаврах, кинорежиссер и художник. Но продолжает работать, внешне бодр и умом ясен. Фильмы его полны мрачных странностей и избыточной фантазии. Выставки также – в чем теперь можно убедиться в центре современной культуры «Гараж».

Шванкмайер называет себя сюрреалистом, таковым и является. Проводя экскурсию по выставке, он цитировал основателей движения, но вдохновлялся не только идеями Андре Бретона, но и затеями живших за четыреста лет до него императора Рудольфа II и его придворного художника Джузеппе Арчимбольдо. Смурной театральный сюр Шванкмайера отчетливо пражского происхождения.

Один из разделов выставки напрямую отсылает к легендарному императорскому собранию диковин. Правда, объекты, сотворенные художником, столь избыточно уродливы, что причуды природы из натуральных кунсткамер рядом с ними меркнут.

Другая комната выставки, устроенной как собрание зальчиков с невозможными предметами (дизайн безумия Кирилла Асса и Надежды Корбут), представляет пришедшую Шванкмайеру в 70-х годах идею создания альтернативной естественной истории с изображениями выдуманных невиданных зверушек и растений. Здесь можно увидеть рисунки и останки цветов с человечьими глазами, рыб с петушиными хвостами и бараний череп с ножками и ручками. Шванкмайер это называет «брать природу в соавторы».

Есть у художника и рисунки, воспроизводящие творчество медиумов-спиритистов. «Но, – объясняет он, – мы-то с вами знаем, что потустороннего мира нет, а есть, как объяснил нам Фрейд, подсознание». Подсознанию, как известно, сюрреалисты доверяли безгранично, сознание старались выключать. Шванкмайер занимался в молодости не только бессознательным «автоматическим письмом», но и непосредственной пластикой. Лепил, что рукам захочется, а потом составлял из кусочков мятой глины коллажи, называл их тактильными стихами, предлагал «потрогать эмоции». Для тех, кому и этого покажется мало, в зале демонстрируют короткометражки Шванкмайера.

До 25 августа