Как бороться с джетлегом

В арсенале путешественника фотонный душ, наушники с лампочками и приложения для айфона
Александр Котляров

В «Аэрофлоте» бороться с джет-легом пока не планируют, а к попыткам других авиакомпаний относятся скептически. «Очень важным элементом для преодоления синдрома смены часовых поясов является теплое человеческое отношение, – сообщил «Пятнице» представитель «Аэрофлота». – Это гораздо эффективнее, чем никем не доказанные технологии».

В аэропортах предлагается установить будку, напоминающую солярий, в которой пассажир несколько минут будет получать порцию «синего света»

За 12 часов до вылета я узнала, что лечу в Израиль, а потом куда-то далеко-далеко, где будет очень жарко, – рассказывает Екатерина Виноградова, управляющий партнер компании Vineyard H. Rose. – В итоге получился такой маршрут: Москва – Тель-Авив – Бангкок – Паттайя – Пномпень – Доха – Дубай – Киев – Тель-Авив – Москва. Переговоры были запланированы в Камбодже, в Сиануквиле. После десятичасового перелета у нас было два часа на отдых. И тут джет-лег дал о себе знать: я не услышала пять будильников и 20 телефонных звонков. Коллегам удалось достучаться мне в номер за 15 минут до начала переговоров».

Владимир Юшин, член-корреспондент РАН и член экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований, летает из Владивостока, где живет, в Москву на заседания каждые два месяца. На адаптацию ему требуется в среднем неделя, и он признается, что вся его жизнь в последние годы – это регулярная борьба с недосыпом. «В Москве уже в 16-17 часов хочется спать, приходится себя пересиливать. Но самый ужас – это возвращение во Владивосток. Если сон еще можно победить, то над бессонницей ты не властен».

Часы дали сбой

Как бы часто человек ни летал, приспособиться к джет-легу невозможно. «Это базовая функция человеческого мозга. При недостатке света нейроны настраиваются на ночь и начинают «укладывать нас спать». Это и есть наши биологические часы, они дают сбой, если мы резко меняем часовой пояс: система не успевает перестроиться», – объясняет Вячеслав Дубынин, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ.

В последнее время бороться с джет-легом взялись и авиакомпании. В Delta придумали так называемый фотонный душ – он был представлен на калифорнийской ярмарке идей TED 2013. В аэропортах предлагается установить будку, напоминающую солярий, в которой пассажир в течение нескольких минут будет получать порцию «синего света» (поскольку именно излучения синего спектра активизируют центр бодрствования) и слушать музыку. С помощью мобильного телефона в устройство вводятся данные о перелете, а уж оно само рассчитает, сколько времени человеку нужно стоять под световым душем, чтобы взбодриться. «Фотонный душ» еще не запущен в производство, на выставке был показан только демонстрационный образец, а вот на борту «Боинга-787» уже существует система освещения, чередующая излучения синего и красного спектров. Они создают иллюзию восхода и заката, помогая постепенно адаптироваться к новому часовому поясу.

Finnair с прошлого года на дальнемагистральных перелетах предлагает пассажирам прибор, разработанный финской компанией Valkee, которая провела научное исследование и пришла к выводу, что если освещать мозг через ушной канал, то можно бороться с зимней депрессией и проблемами со сном. Устройство представляет собой силиконовые наушники с яркими светодиодами, которые надо вставлять на несколько минут.

Между тем, по мнению Вячеслава Дубынина, именно игра с освещенностью – главный способ «перезагрузить систему». Необходимо как можно дольше находиться на солнце или хотя бы поярче включать искусственный свет. Если летишь на восток, например в Китай, то желательно включать и гасить свет на два-три часа раньше, чем обычно, а для этого попробовать пораньше ложиться и вставать. К переводу биологических часов лучше готовиться за два-три дня до поездки (здесь могут помочь сайты litebook.com, jetlag.ru или приложение для айфона Jet Lag App, которые в зависимости от вашего маршрута рассчитывают оптимальный распорядок дня).

Гормон сна

Заместитель председателя концерна Shell в России Игорь Игнатьев, часто летающий по делам на Сахалин, никогда не работает и не читает на борту: «Я очень много времени провожу в самолете, и у меня есть счастливая особенность засыпать в полете. Прилетев, я чувствую себя бодрым, даже если из аэропорта приходится ехать прямо в офис». Но такое удается не всем. Елена Арманд, доцент РГГУ, дважды в год летает в США и испытывает большие трудности по возвращении в Москву, потому что, несмотря на ночной полет, ей совершенно не удается поспать в самолете: «На восток лететь оказывается намного сложнее, потому что теряешь сутки и в итоге день перепутывается с ночью». На этот случай существуют самые разные лекарства, однако все они включают в себя мелатонин – естественный гормон, который выделяется в кровь, когда человек засыпает. Именно он оказался для Елены лучшим средством для борьбы с синдромом смены часовых поясов. По ее словам, раньше она приходила в себя недели две, а благодаря лекарству – пять дней.

Впрочем, причины могут быть и чисто психологические. Александр Алякринский, научный сотрудник Дарвиновского музея, в свободное время собирает группу единомышленников – таких же, как он, любителей экзотических стран, – и летает в Индонезию, на Филиппины, в Лаос, Эквадор. Александр признает, что наибольшие трудности он испытывает, возвращаясь в Москву, но совсем не потому, что с запада на восток лететь труднее, чем с востока на запад. «Отправляясь в путешествие, настраиваешься на новые впечатления и забываешь про сон. В поездке ты готов адаптироваться к любым трудностям, – объясняет он, – а вот когда возвращаешься в Москву, к рутине, к компьютеру, к сидячей работе с отчетами и базами данных, то поневоле начинаешь засыпать».