Евгений Жадкевич: Месть в один клик

Как получить солидную компенсацию с авиакомпании, не вставая с дивана

Права пассажиров «моторных воздушных судов с неподвижным крылом» в Европе регулируются мелким шрифтом расклеенного на столбах аэропортов регламента № 264/2004. В Риге, Вильнюсе и Таллине этот текст вывешен даже на русском, но наш народ его не читает, полагая, что документ защищает только европейцев. Между тем паспорт при определении компенсации значения не имеет. Достаточно одного из двух условий: ваш рейс осуществлял европейский перевозчик (например, борт Air France в совместном использовании c «Аэрофлотом» по маршруту Москва - Париж - Москва) или «сторонняя» авиакомпания, но из европейского аэропорта (например, «Аэрофлот» на отрезке Париж - Москва). Размер компенсации привязан к дальности маршрута и продолжительности ожидания, максимальная сумма - 600 евро (от 3500 км и четырех часов задержки), минимальная - 250 евро (до 1500 км, от трех часов задержки). Если задержка меньше трех часов, денег вы не получите. Если перелет осуществлялся в пределах ЕС, максимальная выплата - 400 евро. Исключение составляют добровольные жертвы овербукинга, принявшие от авиакомпании деньги или бонусы в обмен на отказ улететь «перепроданным» рейсом. Также вам откажут в деньгах, если неприятности случились из-за чрезвычайной ситуации или настоящего стихийного бедствия. При этом все случаи просто плохой погоды проверяются юристами на обоснованность, поскольку каждая авиакомпания трактует нелетную погоду по-своему. Многие ошибочно полагают, что компенсация не полагается тем, кто в случае задержки или отмены рейса согласился на предложенный перевозчиком горячий суп, номер в гостинице и альтернативный вариант перелета. На самом деле опоздав в пункт назначения больше чем на три часа, вы можете рассчитывать на возврат денег, как бы хорошо о вас ни заботились. Забота - одно, право на компенсацию - другое, будь то чартер, лоукост или полноценный рейс. Незнание европейцами этой простой нормы привело к тому, что около четырехсот миллионов евро - столько, по оценкам авторов мобильного приложения за первый год его существования, получили бы пострадавшие пассажиры - остались невостребованными.

Успех проекта основан на тихой взаимной ненависти пассажиров и перевозчиков, перенаселенности нашей планеты юристами и страхе перед бюрократией

«Верните (точка) мне» - так переводится название сутяжного стартапа, запущенного два года назад немецкой журналисткой Евой Бюхнер, но заработавшего в полную силу, с английской версией, лишь этим летом. Суть проекта проста: если авиакомпания задержала рейс больше чем на три часа или вообще не пустила вас на борт из-за перепродажи мест, вы можете получить компенсацию до шестисот евро, сделав несколько кликов в смартфоне. Не нужно звонить в унылые колл-центры перевозчика, писать письма и тем более ходить по судам. Refund.me всё сделает за вас, оставив себе, исключительно в случае успеха, 15% от выигранной суммы плюс НДС. Успех проекта основан на тихой взаимной ненависти пассажиров и перевозчиков, перенаселенности нашей планеты юристами, страхе перед бюрократией, лени и обоюдной жадности сторон. Теперь в наших руках железные инструменты мести. Главное, чтобы в ясную погоду рейс хорошо опоздал или кресло было продано дважды.

В преддверии чемпионата мира по футболу, чреватого ажиотажным спросом, танцами в залах ожидания и хаотичной перепродажей рейсов, Refund.me запустил бразильскую версию сайта. Уже охвачена Индия, на подходе Россия. Правда, для нашего рынка я бы заменил нынешний их слоган «Лучший друг путешественника» на более хлесткое «Не забудем, не простим».

Автор - генеральный директор туристического агентства «Остров Европа»