В Англии прошел фестиваль спортивных автомобилей

На гонки возле замка Гудвуд в Западном Сассексе съехались легендарные гоночные машины разного возраста со всего света

Нам очень повезло с погодой: еще позавчера нас тут поливал дождь, - улыбаясь, произносит голубоглазая девушка Надя, вручая мне бейдж-вездеход. Кроме русского имени и слишком правильного английского произношения, она ничем не выделяется среди сотен парней и девушек у трибун и гостевых зон трассы - подъема на Гудвудский холм. Они встречают, улыбаются и через минуту забывают про тебя.

На извилистой двухкилометровой асфальтовой дороге возле замка Гудвуд в Западном Сассексе с 1993 года каждый июнь-июль один уик-энд проходят показательные заезды спортивных машин Goodwood Festival of Speed. (Есть еще мероприятие Goodwood Revival, которое проходит осенью на расположенной рядом кольцевой трассе вокруг местного аэродрома.) Периметр трассы, как дерево корой, обложен кубами прессованной соломы, выполняющей роль отбойников безопасности. От трассы отходят «ветви» - паддоки, зрительские трибуны, площадки с навесами для олдтаймеров, павильоны производителей машин и мотоциклов, мини-выставки и аукционы, торговые палатки, ресторанчики - из всего этого и состоит Гудвудский фестиваль скорости. За выходные его посещают около 200 тысяч человек.

Вышивают облака фигурами высшего пилотажа старые и современные самолеты - нас, например, встречал британ­ский стратегический бомбардировщик Vulcan, давно снятый с вооружения, но по-прежнему эффектный. На земле, у трассы экспонируют вертолеты и самолеты. У фестиваля есть тема и титульное событие, обозначенное скульптурой перед Гудвуд-хаус. В этом году это «Фанатики побед» - на фестивале чествовали чемпионов гонок прежних лет, и многие из них приехали на гонки сами. Mercedes-Benz выстроил над замком арку в честь 120-летия автоспорта.

Во время заездов (они начинаются в 8.30 и с небольшими перерывами продолжаются до шести вечера) каждую минуту вверх по трассе проносятся машины разных классов. Хрипят моторы, свистят турбины, откашливаются недогоревшим бензином глушители. Ведущие комментируют происходящее и особо возвышают интонацию, расписывая заслуги и достоинства британских марок - не важно, что Bentley принадлежит Volkswagen, а Rolls-Royce - BMW.

Машины и мотоциклы сгруппированы в несколько десятков классов: рожденные для спорта и переделанные из серийных, столетние раритеты и ультрасовременные технологические монстры, чемпионы гонок на выносливость и шоу-кары, выдуманные для эффектного преодоления одной прямой перед зрительскими трибунами. Кто-то проносится между соломенными баррикадами на большой скорости, но олдтаймеры (цены на некоторые из них переваливают за миллион фунтов) аккуратнее других. Именитые водители, экс- и действующие чемпионы гоночных трасс отвечают на овации зрителей взмахом руки из кокпита. Другие притормаживают на расширении перед Гудвудским замком и натужно дрифтуют, обдавая трибуны едким дымом профессионально уничтожаемых покрышек. Зрители закрывают лица платками и отворачиваются, но никто не уходит.

Пресытившись гонками, отправляемся гулять по территории фестиваля. С учетом капризов местного климата трава на поляне предусмотрительно покрыта алюминиевыми тротуарами-настилами. Там, где уже подсохло, посетители отдыхают и перекусывают на газоне или на стульях кафе. Вокруг трассы можно увидеть и купить почти все из мира прошлого и настоящего моторов. Продаются гоночные машины и их части (чем не сувенир?), всевозможные гоночные артефакты. Дети на плечах и в колясках повторяют за родителями первые в жизни термины из мира моторов. Рядом торгуют комбинезонами гонщиков и механиков, а неподалеку - безупречными джентльменскими тройками и щегольскими ботинками. Несчетное количество маек, шлемов, фотографий и прочих вещей, имеющих хотя бы какое-то отношение к миру моторов. Цены - кусачие, даже там, где висят таблички «Sale».

Показывают здесь и новинки, многие из них электрические или гибридные. «Мы таких тачек много не делаем, так что ты вряд ли встретишь на дороге точно такую модель, да еще и такого же цвета», - неторопливо объясняет стендист в черной униформе молодому британцу, сидящему за рулем оранжевого родстера Lotus. Парень, по виду выпускник хорошего британского университета, явно примеривает Elise с ценником больше 40 тысяч фунтов на себя. Lotus - культовая британ­ская марка, но гораздо больше очередь на «посидеть» в новинках Alfa Romeo 4C и гибрид­ном BMW i8.

Плотная толпа всегда окружает не только трассу, но и площадки, где готовятся к выезду машины. Когда болиды «Формулы-1» заводят моторы, все прилипают к ограждениям. Что-то видно только первым двум рядам, остальные только слушают. Звуки моторов самые разные, от комариных теноров до львиных басов, но при каждом крещендо - по спине мурашки. Слышится английская речь, иногда с американским акцентом, реже - французская, немецкая и другие, менее различимые европейские языки. Только по-русски ни с кем не удалось перекинуться словом. Надя, несмотря на свое имя, смогла произнести только «Довиждане!». Но мы поняли.