В венском Бельведере - русский «Серебряный век»

Выставка в Вене напоминает о малоизвестной теме - контактах русского и австрийского искусства. В Бельведере собрали почти 150 работ начала ХХ века
Борис Кустодиев. Портрет жены художника. 1903/ Алексей Мокроусов

Художественные отношения Москвы с Парижем или Берлином изучены довольно хорошо. Контакты же с Веной исследованы хуже, хотя их богатство впечатляет. Русское искусство привозили на выставки Сецессиона в 1901 и 1908 гг., проходили и выставки Бакста и Рериха. Тогда три работы закупил Бельведер - портрет семьи геолога Поленова, выполненный Борисом Кустодиевым (1905), а также полотна забытых сегодня Виктора Зарубина и Александра Средина. Сейчас их показывают в Вене на выставке Silver age как раз в Бельведере.

Устроители видят в Серебряном веке аналог югендштиля, потому выставка сфокусирована на живописи и декоративно-прикладном искусстве, а не литературе. В первом зале - керамика Врубеля, как и на выставке 1901 г., где она доминировала (как и сегодня, там показывали Коровина, Рериха и Сомова). Далее разделы о «Мире искусства» и «Голубой розе» - Пастернак, Головин, Судейкин... Дягилев, которому посвящен особый раздел, гастролировал в Вене, но без особого успеха. Среди экспонатов - киносъемка Нижинского, долго жившего в Вене, документы о его регистрации в отеле «Бристоль» и в психиатрической клинике Ам Штайнхоф.

Неожиданны революционные плакаты в финале. Работы Дмитрия Моора, Виктора Дени, Эля Лисицкого для «Окон РОСТа» показывали в Вене в 1921-м. Но интереснее было бы развитие в 20-е тех, кто состоялся до революции. Кустодиев рисовал большевика-гулливера с красным знаменем, Бакст увлекся тканями, Рериха потянуло в Тибет. Самым последовательным оказался Дягилев. Начав собирать книги и пушкинские письма, он в целом занимался тем же, что и раньше: поддерживал жизнь вечно менявшейся труппы, заказывал музыку, искал спонсоров и молодые таланты. Неожиданная смерть в Венеции положила конец не только «Русским сезонам», но и всей культуре Серебряного века, 1929 год выглядит подлинным, хоть и спрятанным, финалом выставки. Век из серебряного стал кровавым, но многим его жертвам еще предстояло пожить.

До 28 сентября