Статья опубликована в № 3668 от 05.09.2014 под заголовком: Серебряный, потом кровавый

В венском Бельведере - русский «Серебряный век»

Выставка в Вене напоминает о малоизвестной теме - контактах русского и австрийского искусства. В Бельведере собрали почти 150 работ начала ХХ века
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Борис Кустодиев. Портрет жены художника. 1903
Алексей Мокроусов

Художественные отношения Москвы с Парижем или Берлином изучены довольно хорошо. Контакты же с Веной исследованы хуже, хотя их богатство впечатляет. Русское искусство привозили на выставки Сецессиона в 1901 и 1908 гг., проходили и выставки Бакста и Рериха. Тогда три работы закупил Бельведер - портрет семьи геолога Поленова, выполненный Борисом Кустодиевым (1905), а также полотна забытых сегодня Виктора Зарубина и Александра Средина. Сейчас их показывают в Вене на выставке Silver age как раз в Бельведере.

Устроители видят в Серебряном веке аналог югендштиля, потому выставка сфокусирована на живописи и декоративно-прикладном искусстве, а не литературе. В первом зале - керамика Врубеля, как и на выставке 1901 г., где она доминировала (как и сегодня, там показывали Коровина, Рериха и Сомова). Далее разделы о «Мире искусства» и «Голубой розе» - Пастернак, Головин, Судейкин... Дягилев, которому посвящен особый раздел, гастролировал в Вене, но без особого успеха. Среди экспонатов - киносъемка Нижинского, долго жившего в Вене, документы о его регистрации в отеле «Бристоль» и в психиатрической клинике Ам Штайнхоф.

Неожиданны революционные плакаты в финале. Работы Дмитрия Моора, Виктора Дени, Эля Лисицкого для «Окон РОСТа» показывали в Вене в 1921-м. Но интереснее было бы развитие в 20-е тех, кто состоялся до революции. Кустодиев рисовал большевика-гулливера с красным знаменем, Бакст увлекся тканями, Рериха потянуло в Тибет. Самым последовательным оказался Дягилев. Начав собирать книги и пушкинские письма, он в целом занимался тем же, что и раньше: поддерживал жизнь вечно менявшейся труппы, заказывал музыку, искал спонсоров и молодые таланты. Неожиданная смерть в Венеции положила конец не только «Русским сезонам», но и всей культуре Серебряного века, 1929 год выглядит подлинным, хоть и спрятанным, финалом выставки. Век из серебряного стал кровавым, но многим его жертвам еще предстояло пожить.

До 28 сентября

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more