Решение выдвинуть на "Оскар" от России фильм "Левиафан" удивляет прагматизмом

kinopoisk.ru

Новость о выдвижении фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» на «Оскар» от России настолько же отрадна, насколько удивительна.

Вообще-то это редкий случай совпадения логики номенклатурной и нормальной. Согласно первой на соискание премии Американской киноакадемии от России выдвигаются фильмы либо начальственные, либо сделанные известными за рубежами нашей страны режиссерами. Обе категории разом представляет Никита Михалков, во вторую входят также Андрей Кончаловский и Андрей Звягинцев (возможно, еще Александр Сокуров). По логике нормальной страну должен представлять лучший мейнстримный фильм года, говорящий о России на понятном иностранцу художественном языке. И «Левиафан», сделанный лауреатом Венеции и Каннов Андреем Звягинцевым, - именно такой фильм. Так отчего же у человека, услышавшего о столь разумном решении российского оскаровского комитета, возникает когнитивный диссонанс?

Очевидно, оттого, что он уже приучен взамен разумных решений ждать безумных. Логично ведь предположить, что в тяжелую для родины годину российский оскаровский комитет должен вовсе отказаться отдавать наше кино на суд людей с глубоко чуждыми ценностями. После чего немедленно самораспуститься. Но комитет отнюдь не самораспускается, а предлагает Американской киноакадемии фильм, который понятным языком социальной метафоры объясняет, что сегодняшняя Россия - это государство, при помощи всех своих институтов (от судов до РПЦ) рутинно пожирающее человека.

И тут остается только гадать, что привело к такому решению. Развинтилось ли что-то в системе, которая одной рукой цензурирует (законом о запрете мата) тот же фильм Звягинцева для отечественного проката, а другой выдвигает его на «Оскар». Или, напротив, наши культурные инстанции показывают, что мнение Запада для них по-прежнему небезразлично и пусть Америка знает, что и сегодня в России есть место жесткой критике. А может, это просто прагматика, потому что с «Левиафаном» у России наконец-то есть шанс если не на победу в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», то хотя бы на попадание в шорт-лист.