Фестиваль в Байройте откроется с новым музыкальным руководителем

Им стал дирижер Кристиан Тилеманн
В «Кольце нибелунгов» в постановке берлинского радикала Франка Касторфа боги и герои строят капитализм / ENRICO NAWRATH / BAYREUTHER FESTSPIELE / AFP/ Bayreuther Festspiele/ AFP

Открытие фестиваля в Байройте – событие общенационального масштаба. И остается таковым многие годы, несмотря на скандалы, слухи и конфликты, которые сотрясают фестиваль буквально со дня его основания.

На пять недель маленький франконский городок станет центром притяжения для фанатов Вагнера, в число которых входит и канцлер Германии Ангела Меркель. Практически каждый год она приезжает на открытие, давая светской хронике повод обсудить ее вечерние туалеты. За нею следует сонм министров, финансовая элита Германии и представители аристократических семейств. Так что съезд гостей к зданию Фестшпильхауса и их последующее дефиле от лимузинов к крыльцу превращается в отдельное и очень важное шоу.

В этом году программа начнется с премьеры «Тристана и Изольды» в постановке Катарины Вагнер, от которой не приходится ожидать откровений. Руководительница фестиваля, возглавившая «семейное предприятие» после смерти отца, Вольфганга Вагнера, имеет режиссерские амбиции, но реализует их не слишком убедительно. Несколько лет назад она беспомощно поставила «Нюрнбергских мейстерзингеров».

Сдерживающую и балансирующую функцию в двуедином руководстве фестивалем осуществляла старшая сестра Катарины, дочь Вольфганга от первого брака Ева Вагнер-Паскье, опытный арт-менеджер. Она отвечала за подбор певцов и в целом за музыкальную составляющую на фестивале. Однако этим летом она покидает фестиваль. Ее уходу предшествовала масса слухов, как это обычно бывает в Байройте.

Противостояние

Главной интригой сезона в Байройте обещает стать незримое противостояние двух дирижеров, харизматика Тилеманна и скромнейшего интроверта Кирилла Петренко. Недавно Петренко, сам того не желая, обошел Тилеманна в битве за пост руководителя оркестра Берлинской филармонии. В свете чего назначение Тилеманна MusicDirektor в Байройте воспринимается как утешительный приз из рук Катарины Вагнер. Не исключено и то, что уход Ани Кампе (по слухам – подруги Петренко) с постановки «Тристана» обусловлен противоречиями в отношениях двух дирижеров. Тем не менее в этом году Кампе будет петь партию Зиглинды в «Валькирии», спектакле, которым дирижирует Петренко.

Оставшись «на хозяйстве» одна, Катарина немедленно продавила в совете акционеров решение о назначении на пост музыкального руководителя фестиваля Кристиана Тилеманна, своего фаворита, которому она благоволит давно. Что, в частности, означает, что Тилеманн будет отвечать за кастинг. Также можно не сомневаться, что новой постановкой «Кольца нибелунгов» 2020 г. будет дирижировать именно он.

Тилеманн дирижировал прошлым «Кольцом» 2006 г. в постановке Танкреда Дорста, успешно сообщая мегаопусу Вагнера истинно арийский пафос и величавость. Нынешним дирижирует Кирилл Петренко, который, надо сказать, делает это просто блестяще. Но совершенно иначе, чем Тилеманн, подчеркивая точность и идеальную ясность звучания.

Нынешнее «Кольцо» 2013 г. идет в постановке Франца Касторфа. Режиссер вывел современным эквивалентом магического «золота Рейна» нефть, а четырехчастную историю богов и героев представил как фазы становления капиталистического строя и финансового устройства мира. В этом году тетралогия пройдет три раза, с 25 июля до 30 августа. Это главное репертуарное правило Байройта: спектакли, заявленные в афише, идут сериями. Другое правило гласит: «Кольца» куются на Зеленом холме раз в пять лет, затем следует один сезон без «Кольца», в течение которого готовится новая постановка.

Новинка нынешнего сезона – «Тристан и Изольда» – пройдет целых шесть раз, как и «Летучий голландец», поставленный Яном Филиппом Глогером в 2012 г. Партию Изольды исполнит опытная вагнеровская певица Эвелин Херлициус, которую пригласили на постановку лишь за четыре недели до премьеры как замену Ани Кампе, что для байройтского фестивального механизма равносильно катастрофе: тут спектакли репетируются долго и очень тщательно.

Пять раз в течение фестиваля покажут ставший уже хрестоматийным «Лоэнгрин» в постановке Ханса Нойенфельса – тот самый, в котором благородные рыцари и дамы Брабанта выведены в образе мышей и крыс.