Выставка «Эдвард Штайхен в высокой моде» показывает фотографии 1920–1930-х годов

Модели, актеры и политики выглядят на них прекрасно
Эдвард Штайхен. На яхте Джорджа Бейера. 1928/ © 1928 CondE Nast Publications

Выставка «Эдвард Штайхен в высокой моде: годы сотрудничества с Conde Nast. 1923–1937» занимает этаж «Мультимедиа арт музея». Просмотр длинного ряда фотографий двух видов – для журнала мод и для журнала о знаменитостях – одного автора ничуть не утомляет. Хотя все они, в сущности, похожи – комплиментарны к моделям и по-серьезному красивы.

В них как раз все прекрасно: и шляпки, и туфли, и костюмы, и кто их носит. Даже если это не фотографии для Vogue, а для Vanity Fair – главным фотографом этих журналов Штайхен (в русскоязычной литературе его чаще называли Стайхеном) был с 1923 по 1937 г. Тогда он считался самым известным и высокооплачиваемым фотографом в мире.

Выставка начинается с мутных романтических фотографий коротко стриженных девушек в струящихся платьях. Но когда шляпки-«горшочки» 20-х сменили шляпки-«таблетки» 30-х, то и стиль фотографий Штайхена кардинально изменился, в его творчестве, как и во всем художественном мире, предельно четкое ар-деко вытеснило трепетно-туманное ар-нуво.

Золотые годы фотографии и самый блистательный период в моде, когда красота и выразительность еще были безусловными ценностями, соединились в блистательных фотографиях Штайхена. Он виртуозно лепил формы и объемы на контрастах черного и белого и выстраивал эффектные мизансцены. Уинстон Черчилль на его снимках выглядит не хуже роковой Полы Негри.