Гастрономическая комедия «Шеф Адам Джонс» о кулинаре-наркомане, пытающемся вернуться к нормальной жизни

Главного героя сыграл Брэдли Купер
Брэдли Купер сыграл повара, одержимого страстью к совершенству/ OUTNOW.CH

Если у тебя одна звезда в гиде «Мишлен» – ты как Люк Скайуокер. Если две – ты как... кого там играл Алек Гиннесс в «Звездных войнах»? А если три – ты магистр Йода». Так, на пальцах, объясняет своей подружке значение мишленовских оценок один из персонажей «Адама Джонса», юный повар. Самому ему, конечно, о «Мишлене» и о звании шефа мечтать рано. Он пока только учится у Адама Джонса (Брэдли Купер), гениального кулинара, который подсел на наркотики и выпивку и растерял все, что у него было в жизни, – а теперь пытается начать все сначала в лондонском ресторане.

Одним из продюсеров картины стал Гордон Рамзи, знаменитый британский шеф-повар (в вышеприведенной классификации – магистр Йода). Он известен не только ресторанами, но и удивительно грубым обращением с персоналом (которое демонстрирует в реалити-шоу «Адская кухня»). Всем понятно, что Рамзи орет на поваров не из садизма, а из стремления к совершенству – как и Адам Джонс, заставляющий сотрудницу просить прощения у пережаренного палтуса: «Он умер зря!» В принципе, история Джонса – это история обсессивно-компульсивного расстройства, которое зачастую проявляется стремлением к перфекционизму. В процессе завоевывания трех звезд «Мишлена» бешеный Адам Джонс перебьет всю посуду на кухне – и хорошо, что не о головы своих помощников. Ну а потом, конечно, поймет, что в мире не бывает ничего идеального, свою работу просто надо делать так хорошо, как умеешь, да и расслабиться наконец.

Год провалов

В этом году проваливается немалое количество фильмов, выпущенных в «оскаровский сезон». Наряду с «Шефом Адамом Джонсом» с Брэдли Купером не оправдали коммерческих ожиданий «Стив Джобс» с Майклом Фассбендером, политическая комедия «Наш бренд – кризис» с Сандрой Буллок, драма «Правда» с Кейт Бланшетт и Робертом Редфордом.

Сценарий «Шефа Адама Джонса» пылился на полке лет десять: еще в 2007 г. он вошел в список лучших голливудских сценариев, по которым никак не могут снять кино. Он менял режиссеров, названия и студии, пока наконец за дело не взялись The Weinstein Company и режиссер Джон Уэллс, поставивший «Август, графство Осейдж». Они заманили в проект толпу хороших актеров: там и Сиена Миллер (в роли поварихи, которая не сразу, но влюбляется в Джонса), и Даниэль Брюль (в роли метрдотеля-гея, тоже в него влюбленного), и новая голливудская звезда Алисия Викандер (девушка, которая когда-то была влюблена в шефа), и Ума Турман (в роли ресторанного критика, лесбиянки, которая не смогла устоять перед перспективой с Джонсом переспать), и Эмма Томпсон (психотерапевт, которая следит, чтобы Джонс не начал снова принимать наркотики, и в итоге начинает к нему испытывать почти материнскую нежность), и Мэттью Риз (конкурирующий шеф-повар, который на словах терпеть не может Джонса, но догадывается о его гениальности и готов прийти ему на помощь). Такой вот воздух всеобщей влюбленности, окружающий героя, который всю свою прошлую жизнь подставлял людей и делал им гадости. Но не простить очаровательного подлеца нельзя. В его команде находится только один человек, который его не прощает, – и это лучший эпизод фильма, даже жаль, что это спойлер и сцену нельзя здесь пересказать.

Единственная проблема в том, что зрители почему-то не прониклись обаянием небритого кулинара. «Шеф Адам Джонс» в оригинале получил название Burnt – «Прогоревший» – и полностью оправдал название в американском прокате. И понять, почему такое милое кино с такими славными актерами постигла печальная судьба, в общем-то, несложно. Расхваленный сценарий Стивена Найта на поверку выглядит как эпизод телесериала, выхваченный из его середины: первые полчаса ты с трудом можешь взять в толк, кто такой Адам Джонс и почему тебе так уж необходимо знать о его приключениях. Купер, Миллер, Брюль и компания страшно обаятельны – но никто всерьез не держит фильм, и меньше всего – Купер, неожиданно оказывающийся слишком легким даже для комедии.

И, разумеется, Адам Джонс не смог выдержать конкуренцию с другими, настоящими поварами, давно заполонившими телеэкраны и журналы как в России, так и в Америке. В этом фильме невероятно красивая еда: Джон Уэллс с наслаждением запечатлевает на пленку восхитительные пирожные, ростбифы и яйца-пашот, выглядящие как произведения искусства. Вот только этого искусства в нашем мире уже слишком много. Повара – настоящие звезды, почти как космонавты в 60-е, и за тем же Гордоном Рамзи (чьи рестораны периодически то теряют реноме, то зарабатывают его снова) следить интереснее, чем за вымышленным Адамом Джонсом. Тем более что попробовать его блюда точно не получится – а еда существует все-таки не для того, чтобы на нее смотреть.

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»