Британский фильм «Все могу» вновь собрал вместе участников легендарной комической группы «Монти Пайтон»

Получилась детская картина в духе «Старика Хоттабыча»
В оригинале пес разговаривает с Саймоном Пеггом голосом Робина Уильямса, но у нас его, конечно, дублировали/ kinopoisk.ru

В 1970-е гг. на борту «Вояджера» в космос отправили послание внеземным цивилизациям. С табличкой, содержащей информацию о людях (изображение голых мужчины и женщины), краткую справку о планете Земля и так далее. Чтобы инопланетяне понимали, с кем и чем имеют дело.

Спустя сорок с лишним лет послание достигло цели. Оказалось, эта цель – гигантский корабль в форме осьминога, на котором заседают четыре огромных и очень уродливых инопланетянина. Один из них просматривает табличку, заходится в истерическом хохоте и вешает к тысячам других, аналогичных, присланных с других планет.

Все эти цивилизации были уничтожены: инопланетяне сочли их недостаточно хорошими, чтобы существовать. Но, может, Земле стоит дать шанс? Применяется стандартная схема: наугад выбирается один землянин, которому на 10 дней дается всемогущество. И это – лондонский преподаватель литературы, тихий одинокий неудачник Нил, лелеющий мечту стать великим писателем и безнадежно влюбленный в соседку красавицу.

В этом месте, конечно, можно вспомнить «Брюса всемогущего» – там ничтожному герою Джима Керри свои полномочия передавал сам Господь на время, пока уходил в отпуск. А можно и «Старика Хоттабыча». Или «Ослепленного желаниями», где всемогущество персонажу Брендана Фрейзера предоставлял дьявол (Элизабет Херли). Или прелестную «Тайну железной двери», где советский мальчик получал в распоряжение коробок спичек: переломишь одну – исполнится желание, любое.

Пес-призрак

В русских титрах и на рекламных плакатах упоминаются «Монти Пайтон» и Робин Уильямс, что нечестно: они озвучивали картину, а не снимались в ней, а у нас «Все могу», разумеется, идет в дубляже. Для Робина Уильямса роль говорящего пса оказалась последней в фильмографии: в августе 2014 г. он покончил с собой.

В этих фильмах герои сперва не верили в свое могущество, а потом начинали использовать его по-идиотски. Чаще всего их воля исполнялась буквально. Так и тут. Клинический недотепа Нил (Саймон Пегг) говорит пустой бутылке виски: «Хочу, виски, чтобы ты обменялось на другое, лучшее!» Бутылка выскакивает из дома, резво прыгает в направлении винно-водочного, замирает в недоумении перед закрытой дверью, а потом вламывается в витрину. Подбежавший с воплем «Я же не имел в виду буквально!» Нил встречает подъехавшую патрульную машину и бросается от нее наутек. (А потом еще он махнет рукой на своих учеников, скажет: «Да чтоб они сдохли» – и в классе произойдет взрыв. Ну, вы поняли.)

«Тайна железной двери» или «Старик Хоттабыч» все-таки кажутся самым уместным сравнением. «Все могу» – совершенно детский фильм. Ну, был бы таким, если б не несколько очень скромных шуток про секс. Но даже и с этими шутками идеальная его аудитория – одиннадцатилетние. Он весь построен на визуальных гэгах, на говорящих скелетах, танцующих какашках, полицейских, которым вдруг перекрасили форму в розовый. Один из главных героев – песик Деннис, который обрел речь и смог уже на чистом английском выражать обе свои мысли: «Дай печеньку!» и «Хочу потрахаться!»

Инопланетян озвучили Терри Гиллиам, Эрик Айдл, Джон Клиз, Майкл Пэйлин и Терри Джонс, а последний заодно поставил фильм. Это «Монти Пайтон», собравшиеся в одной картине через много лет после «Священного Грааля», «Летающего цирка» и «Смысла жизни». Это одна из самых любимых комических групп в мире. Билеты на их концерт-реюнион в Лондоне два года назад были раскуплены за 43 секунды.

Но фильму «Все могу» это вовсе не помогло. Совсем наоборот: в Англии он вышел в августе, провалился и был размазан критиками; речи о прокате в Америке вроде вообще не идет. Зрителям не нравится все: Саймон Пегг играет на автопилоте, юмор дурацкий, какашки плохо танцуют. Но главное – не-а, это не «Летающий цирк», Терри Джонс в свои 73 совсем размяк, неловко за тебя, дедушка.

Может, и размяк. Нет, это не «Смысл жизни по Монти Пайтону». Но там и в титрах не написано, что это будет «Смысл жизни». «Все могу» – комедия; еще раз, детская; лишенная высоких амбиций и больших претензий; концептуально глупая, но вовсе не тупая. Отголосков абсурдистского юмора, которыми прославились Джонс и компания, там полно. Так что покажите ее своему одиннадцатилетнему ребенку – или настоящему, или внутреннему. Тому, который ни о каких «Пайтонах» не слышал. Может, со «Все могу» и стоит начинать знакомство с ними.

Автор – специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда»