У 27-го «Кинотавра» женское лицо

В программе сочинского фестиваля как никогда много режиссеров-женщин
Награды «Кинотавра» найдут хозяев через неделю/ Photoxpress

Двадцать седьмой открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» откроется 6 июня в Сочи альманахом «Петербург. Только по любви». Это сумма из семи мелодраматических новелл, действие которых происходит в указанном городе, а сняты все они режиссерами-дамами: Авдотьей Смирновой, Ренатой Литвиновой, Оксаной Бычковой, Аксиньей Гог, Натальей Назаровой, Анной Пармас и Натальей Кудряшовой. Спустя неделю фестиваль закроется лирической комедией Веры Сторожевой «Сдается дом со всеми неудобствами». Мощное женское начало и аналогичный женский финал не случайны: треть конкурсной программы нынешнего конкурса составляют фильмы, сделанные женскими руками.

«Кинотавру» к женщинам не привыкать, но сейчас это уже походит на гендерный манифест.

Ольга Столповская представит «Год литературы», где главный герой-писатель узнает о том, что его дом будет снесен в связи со строительством автотрассы, и решает, как с этим быть. Алена Давыдова в «Иване» рассказывает историю о водителе «скорой помощи» и маленькой девочке, своим неожиданным появлением меняющей жизнь этого водителя до полной неузнаваемости. Анна Матисон откроет с новых сторон своего супруга Сергея Безрукова в душещипательном фильме об артисте балета, измученном болезнью и вопросом, что он оставит после себя. «Хороший мальчик» – так называется фильм Оксаны Карас о шустром девятикласснике, которому приспичило влюбиться в учительницу. Надежда Степанова при участии Сергея Иванова сделала картину «Я умею вязать» о мучениях, борениях и волнениях двадцатилетней барышни.

«Кинотавр»-2016 отказался от фильмов, снятых авторами почтенного возраста. В роли старейшины выступает Кирилл Серебренников с киноверсией собственного успешного спектакля «Ученик». Другой мужской звездой конкурсной программы является режиссер Иван Твердовский, чей «Класс коррекции» был отмечен на одном из недавних «Кинотавров» и затем собрал запредельное количество наград везде, где только можно. В Сочи режиссер Твердовский привезет «Зоологию», занятно развивающую женскую тему: у главной героини фильма неожиданно вырастает хвост, и эта физическая проблема превращается для нее в метафизическую.

Серебренниковым и Твердовским маскулинное присутствие в Сочи не ограничивается. Гоша Куценко, долго собиравшийся и так и не собравшийся спродюсировать фильм о Рудольфе Нуриеве, отвлекся на режиссуру, и результатом его занятий стал конкурсный фильм «Врач», в котором он сам этого врача и сыграл. Врач специализируется в нейрохирургии и страшно боится превратиться в беспомощный овощ, каковых наблюдает в клинике, где служит.

Старший

Приз за заслуги перед отечественным и – шире – мировым кинематографом на этот раз присужден режиссеру Сергею Бодрову и будет ему торжественно вручен на церемонии открытия «Кинотавра».

Из 14 фильмов главного конкурса девять – дебюты, и в этом тоже заключается радикализм «Кинотавра». Если режиссер-дебютант Куценко худо-бедно знаком зрителям прежними яркими проявлениями своей жизнедеятельности, то об Алексее Красовском лично мне пока ничего не известно, и вам, боюсь, тоже. А завтра он может прогреметь. На днях аудитории сочинского Зимнего театра предстоит знакомство с его «Коллектором». В название фильма вынесена профессия главного героя, неприятная для всех, кто находится в непростых отношениях с банками. Играет этого героя Константин Хабенский, наверняка претендуя на приз за лучшую мужскую роль, но может статься, что жюри под руководством режиссера Николая Лебедева предпочтет кого-то другого. Например, дебютанта Кирилла Фролова из комедии Ильи Учителя «Огни большой деревни» о провинциальном киномане-киномеханике, решившем спасти местный кинотеатр от перепрофилирования довольно-таки экзотическим способом при помощи Дмитрия Дюжева.

Учитель-младший прежде регулярно знакомил Сочи со своими короткометражками и вот теперь оказался в главном конкурсе, а будет он в нем успешен или нет – начальник жюри Лебедев решит сообща с режиссером и продюсером Джаником Файзиевым, актрисой Марией Шалаевой, ее коллегой Сергеем Шакуровым, оператором Сергеем Мачильским, критиком Ниной Зархи и сценаристкой Анной Пармас, поучаствовавшей как режиссер в альманахе открытия.

Традиционным для «Кинотавра» местом силы станет программа короткого метра: в ней почти три десятка фильмов, среди авторов попадаются люди с именами, а судить их краткие высказывания будут продюсер Елена Гликман, критик Лариса Малюкова, актриса Дарья Екамасова и режиссер Жора Крыжовников, прежде неоднократно успешный в этой программе.