Фильм-победитель ММКФ показал глубинные изменения внутри иранского общества

Режиссер Реза Миркарими выиграл московского «Золотого Георгия» во второй раз
Отец на самом деле главный герой фильма «Дочь»/ ММКФ

Фильм начинается с длинной сцены девичьих посиделок, на которых подружки-сокурсницы обсуждают женихов, говорят о личной свободе и финансовой независимости. Девушки – абсолютно современные, почти эмансипированные. Разве что в хиджабах. Героиня в круглых очках кажется самой нерешительной из них, но это впечатление, конечно, обманчиво. Она никак не может сказать отцу, что собирается в Тегеран провожать подругу, которая летит в Канаду. И в итоге уезжает без спроса.

Фильм называется «Дочь», но дочь не главная в этом сюжете. Она лишь повод.

Ее отъезд заставляет отца – управленца на нефтегазовом заводе – переосмыслить семейные отношения и весь патриархальный уклад иранской жизни. Понять и принять право дочери на независимость. Но – в ее отсутствие – это приходится делать в другой семье: чтобы понять дочь, герою нужно выстроить отношения с сестрой и племянницей.

В «Дочери» обманчиво не только название, но и жанр. Показывая величественные панорамы иранских дорог, по которым вырвавшиеся из дома девушки едут словно бы навстречу самой жизни, режиссер как будто обещает приключения. Но предлагает вместо них камерную драму, замкнутую внутри семьи – и тем не менее показывающую значимые сдвиги в иранском обществе. Глубинный сюжет «Дочери» в том, что отношения, скрытые под паранджой традиций, все равно меняются. И чтобы не потерять контакт с близкими, эти изменения надо принять.

Режиссер Реза Миркарими уже получал «Золотого Георгия» ММКФ – в 2008 г. за фильм «Проще простого». Кроме московских в списке его побед – призы международного кинофестиваля «Фаджр» в Тегеране, фестивалей в Бейруте, Токио, Сан-Паулу, Таллине, Монреале. Если судить фестивали по победителям, то ММКФ, награждая Миркарими, встраивается пусть не в первый, но достойный ряд. Попытки его отборщиков сделать конкурс нестыдным заслуживают уважения. Но до того, чтобы конкурс стал главным – как на всех значимых мировых фестивалях, – ММКФ пока все равно далеко. Его событиями становятся главным образом внеконкурсные показы каннских, берлинских, венецианских картин – тем более что артхаусный прокат в России постоянно сужается и часто ММКФ остается единственным местом, где главные фильмы года можно посмотреть на большом экране. То есть ММКФ, конечно, праздник, но с каждым годом все более грустный.