Статья опубликована в № 4195 от 02.11.2016 под заголовком: Из глубины и глубинки

Фестиваль «Золотая маска» назвал номинантов

Несмотря на повсеместный кризис экспертам удалось найти немало интересного

Экспертный совет по драматическому театру под руководством Алены Карась, которому предстояло выбрать номинантов для категорий «драма» и «куклы», начал было работу со скандала: часть профессионального сообщества сочла некоторых его членов предвзятыми и обвинила Минкульт в идеологическом давлении на премию. Режиссеры Константин Богомолов и Кирилл Серебренников (оба – лауреаты «Золотой маски») объявили премии бойкот, а 93 театральных критика написали председателю СТД Александру Калягину открытое письмо с предложением распустить этих экспертов и набрать новых. Распускать совет не стали. Сейчас об этой истории напоминает отсутствие в конкурсе Серебренникова с Богомоловым: как ни крути, а без этих фамилий список номинантов не отражает полной картины театрального процесса. Серебренников как художественный руководитель «Гоголь-центра» запретил номинировать не только собственные постановки, но и всю продукцию своего театра, а это пять ярких премьер.

Но даже без них драматический шорт-лист оказался неожиданно объемным. Три года назад в драматическом конкурсе соревновались 18 спектаклей, два года назад – 22, в прошлом году – 19. Теперь их 28, и почти половина списка – это не Москва и не Санкт-Петербург. Причем города Глазов, Кемерово, Норильск, Тверь и Шарыпово представлены на фестивале впервые. За премию «Лучшая работа режиссера» борются как мэтры старшего и среднего поколения – Лев Додин, Юрий Погребничко, Генриетта Яновская, Сергей Женовач, Андрей Могучий, так и молодые режиссеры – Талгат Баталов, Дмитрий Егоров, Тимофей Кулябин. В номинации «Лучшая мужская роль» представлены Данила Козловский, сыгравший Гамлета в одноименном спектакле Льва Додина, Александр Филиппенко, исполняющий главную роль в постановке Дмитрия Крымова «Последнее свидание в Венеции», и др. На премию «Лучшая женская роль» претендуют Евгения Симонова, сыгравшая Софью Толстую в «Русском романе» Миндаугаса Карбаускиса, Ксения Раппопорт – Гертруда из «Гамлета» Додина, Мария Шашлова, исполнительница заглавной роли в спектакле Сергея Женовача «Кира Георгиевна», и др.

Веселая муза притихла

В номинации «оперетта-мюзикл» в очередной раз приходится констатировать если не смерть, то глубокую летаргию классической оперетты. Среди четырех номинантов нет ни Кальмана, ни Штрауса, ни Легара. Но присутствуют театры, постоянно поставляющие фестивалю номинантов и победителей, – Театр музыкальной комедии Санкт-Петербурга («Белый. Петербург») и Московский театр мюзикла («Преступление и наказание»). А вот появление в афише Красноярского театра юного зрителя («Биндюжник и король») и Самарского театра драмы («История лошади») свидетельствует о том, что все театры стремятся к расширению своих репертуарных и художественных границ.

В категории «драма» появилась номинация «работа драматурга»: в ней соревнуются современные пьесы, на которых основаны спектакли конкурса. Номинантов всего четверо или трое, это смотря как считать, – Наталья Ворожбит с пьесой «Саша, вынеси мусор», автор «Русского романа» Марюс Ивашкявичюс, а также Вячеслав Дурненков и Мария Зелинская, совместно написавшие «Мирение. Телеутские новеллы».

Потенциальный фаворит конкурса «Эксперимент» – знаменитый режиссер и композитор Хайнер Гёббельс со своим российским дебютом «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» (электротеатр «Станиславский»). Среди конкурентов «Макса Блэка» – «Поле» Дмитрия Волкострелова, «Кабинет редкостей» Инженерного театра «АХЕ», а также «Разговоры беженцев», документальный проект режиссера Владимира Кузнецова и фестиваля «Точка доступа».

Финансовый кризис в прошлом сезоне больнее всего ударил по балету – премьер у него было ощутимо меньше обычного. И сложно вспомнить, сколько лет назад балетная конкурсная афиша была столь же лаконична – всего пять названий. Причем присутствие в ней спектакля «Совсем недолго вместе» Соль Леон и Пола Лайтфута (Большой театр) явно объясняется стремлением придать конкурсу весомости благодаря присутствию классиков – иначе сложно понять, как лидеры европейского contemporary dance оказались в балетной афише. На их фоне наши деятели современного танца, вновь набирающего в России обороты, попали в трудное конкурентное положение. Впрочем, среди девяти претендентов в этой номинации есть и такой мастер, как Ольга Пона с ее Челябинским театром современного танца, и целая коллекция дебютантов. Причем не только из «профильных» компаний – спектакль «Из глубины... (Художник Винсент Ван Гог)» поставлен Анной Гарафеевой в Театре юного зрителя Казани. В балете же, видимо, претендовать на награды будут два спектакля Вячеслава Самодурова – прорывная «Ундина» Большого театра и «Ромео и Джульетта» из Екатеринбурга.

В опере же конкурс оказался беспрецедентно разнообразным – в нем будет представлено 13 спектаклей. Причем у гурманов будет возможность сравнить две версии «Осуждения Фауста» Берлиоза – Большого театра и Астраханского оперного, а также две версии оперы Шостаковича – «Катерину Измайлову» того же Большого и «Леди Макбет Мценского уезда», осуществленную в Самаре. Попали в конкурс сразу две барочные оперы, обе принадлежащие Генделю: «Роделинда» Большого театра (он в этом сезоне – лидер по числу номинаций, их у него 30) и «Геракл» Башкирского театра оперы и балета. Из Уфы приедет также «Орлеанская дева», и это первый масочный дубль театра, давно не появлявшегося на фестивале в Москве. Еще один раритет нынешней «Золотой маски» – мировая премьера оперы 28-летнего Алексея Сергунина «Доктор Гааз», с которой в конкурс вышла «Геликон-опера» (сам композитор будет бороться за персональную награду с Эдуардом Артемьевым, Александром Маноцковым, Эльмиром Низамовым и Георгием Фиртичем).

При этом награду за лучший спектакль, кажется, можно вручить уже сегодня – очевидным лидером является пермская «Травиата», первая полноценная постановка Роберта Уилсона в России, дирижером-постановщиком которой является Теодор Курентзис. Но в Москву по техническим причинам «Травиата» не приедет, поэтому единственный шанс самостоятельно оценить решение жюри – отправиться вместе с ним в Пермь.

23-й фестиваль «Золотая маска» пройдет в Москве в феврале – апреле 2017 г. Лауреатов национальной премии назовут 19 апреля.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать