Статья опубликована в № 4342 от 15.06.2017 под заголовком: Изготовлено не вручную

27-й загребский «Анимафест» сделал ставку на компьютерную реальность

Победил, впрочем, сделанный вручную мультик про пьяного барсука
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Загребский анимационный фестиваль, один из старейших в мире, знаменит своим интересом к экспериментальному кино – его всегда много и в конкурсной программе, и среди лауреатов. А решения жюри, состоящего из режиссеров и теоретиков кино, бывают настолько неожиданными, что хочется не спорить с ними, а понять: какую новую реальность эти победители обещают, какие важные тренды намечают? Судя по лауреатам короткометражного конкурса «Анимафеста» этого года, новая анимационная реальность находится в мире, созданном компьютером, но это совсем не то, что вы подумали, – речь не о фантастике и возможности нарисовать то, что нельзя снять вживую. То есть не о компьютере как помощнике и инструменте, а о цифровой реальности, которая становится материалом для искусства, как глина.

Впрочем, Гран-при фестиваля получил фильм, сделанный «вручную» в технике перекладки, «Ночная птица» Шпелы Чадеж из Словении. История такая: полиция на ночном шоссе находит тело барсука, но оказывается, что он не сбит, а вдребезги пьян. Мгновение – и вот уже герой, будто выпивший ночной таксист, несется по дороге, а дальше сюжетное кино, в сущности, превращается в экспериментальное: мы видим глазами алкоголика только летящее на нас слабо освещенное шоссе со вспышками встречных огней, дорожная разметка петляет, раздваивается, расплывается, но барсук скорости не снижает, так что у смотрящего кружится голова. Шпела Чадеж делает свое кино с помощью всяких подручных хитростей – маленьких фонариков, зеркал и прочего, без компьютерных эффектов, и это вполне отвечает анимационному тренду последних лет: возвращению ручной работы, предметности, как реакции на усталость от глянцево-резиновой компьютерной картинки.

Но уже вторая по важности награда «Анимафеста» – «Золотой Загреб», которую дают за инновационность и креативность художественных достижений, показывает нам совершенно другое направление поиска. Этот приз получил француз Джонатан Винель за фильм «Мартин плачет», целиком построенный на базе популярной компьютерной игры Grand Theft Auto V – в том же антураже, с теми же персонажами и тем же характером движения (т. е. с тем же движком) – только с совершенно новым содержанием. И я полагаю, что именно об этом призе споры будут самые острые. В фильме речь идет о парне, который, проснувшись, обнаруживает, что все его друзья исчезли. Как во сне Мартин ходит по опустевшему городу, ищет их, зовет, плачет, заранее просит прощения у девушки, которая исчезла тоже, и, не находя никого, в бессильной ярости избивает прохожих. Способ создания фильмов из элементов компьютерных игр (весьма упрощенных по сравнению с анимацией), который называется машинима, существует давно, но, пожалуй, впервые высокое жюри конкурса авторской анимации дает такой работе приз, отодвигая в сторону высокомерное убеждение, что «машинима – это не анимация». Мне кажется, этот шаг сравним с сюжетом столетней давности из истории искусства – признанием, что реди-мейд в галерейном контексте превращается в арт.

Самостоятельная часть

В студенческом конкурсе «Анимафеста», который в этом году был особенно сильным, главным сюжетом оказалась эротика и женская сексуальность (девушек-режиссеров сейчас как никогда много). И главный в этой номинации приз имени Душана Вукотича получила польская студентка Рената Гасиоровска с фильмом Pussy про самую интимную часть женского тела, которая убежала и стала вести себя как киска.

Остальной призовой ряд в коротком метре – это пять «специальных упоминаний» фильмов, выбранных пятью членами жюри. И эти пять награжденных картин также показывают сегодняшнюю тенденцию. Две из них – обе невероятно красивые абстрактные ленты – это собственно цифровая материя, ставшая материалом для художников. «Орогенезис» французского режиссера Бориса Лаббе кажется движением земной коры, образующей горы, разломы и трещины в сопровождении музыки из треска и шипения, усиливающей магнетическое действие фильма. И «Изменение» канадца Джонатана Острема, которое выглядит более фантастическим, но не менее гипнотическим: так же, будто солярисовская магма, вскипает, сыплется, вздувается, сверкает прозрачными камнями. Причем работа эта полностью экспериментальная – художник исследовал возможности компьютерного освещения и рендеринга (т. е. создания текстуры для моделей) и фиксировал их в реальном времени. Таким образом его кино рассказывает еще и о времени.

Третий отмеченный фильм – «Урод» Никиты Дьякура из Германии – соединяет традиционную трогательную историю про уродливого, презираемого всеми уличного кота и невесть откуда взявшегося в городе индейца с жестким изображением, подчеркивающим, что оно компьютерное. Смешное, болтающееся, как у марионеток на ниточках, движение героев и картинка, постоянно рассыпающаяся на осколки, добавляет фильму иронии и не дает нам впасть в сентиментальность, воспринимая сюжет как реальный.

Кроме того, «специальное упоминание» получил более традиционный по технике фильм финского режиссера Элли Вуоринен «Больные глаза для бесконечности» – полный мрачного юмора и сентиментальности рассказ о близорукой продавщице из магазина «Оптика», обнаружившей, что все проданные ею оптические приборы приносят хаос и зло. Ну и пятый призер – фильм хорватского режиссера Евы Цвиянович «Дом ежа» – в высшей степени традиционный, кукольный, целиком сделанный из мягкой валяной шерсти по детскому стихотворению югославского писателя Бранко Чопича о мудром еже, который объясняет злым зверям, почему он так любит свой дом, где чувствует себя в безопасности. Сюжет этот по понятным причинам сегодня смотрелся посреди Европы не как детский стишок, а как многозначительная притча. Ну и вообще, фильм выглядел так уютно, что, ко всему прочему, получил приз зрительских симпатий. И это уже ни протестов, ни споров не вызывало.

Загреб

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more