Индустрия моды меняет репутацию конопли

Запрос на экоосознанность повышает интерес к одежде из пеньки
In Pictures Ltd. / Corbis via Getty Images

В России с 2021 г. начнут выпускать целлюлозу из технической конопли – соответствующее соглашение было подписано в январе между Минпромторгом и группой компаний «Коноплекс». Проект стоимостью 2 млрд руб. будет реализован в Пензенской области. «По своим характеристикам целлюлоза из лубяных культур ближе всего к хлопковой, которую Россия импортирует. Теперь отечественные химические производства смогут использовать российское сырье, которое раньше в стране не выпускалось», – сообщает «Коноплекс». Ожидается, что к 2026 г., после выхода предприятия на проектную мощность, оно сможет выпускать 4000 т целлюлозы в год.

Древняя материя

Использование конопли в качестве волокна имеет многовековую историю. Так, различные образцы конопляных одежд и обуви были найдены в древнеегипетских пирамидах. Древнегреческий историк Геродот отмечал, что фракийцы (жители Восточных Балкан) шили из конопли «одежды, настолько похожие на льняные, что человек, не особенно хорошо разбирающийся, даже не отличит материал».

Из конопли также делали паруса, веревки, мешки, рыбацкие снасти и т. д. Есть даже предположение, что английское слово canvas (парусина, холст) происходит от голландского cannabis (конопля). Во времена Петра I Российская империя считалась крупнейшим поставщиком волокон стеблей конопли – пеньки – за рубеж. Такелаж кораблей Великобритании, Голландии и других морских держав на 90% состоял из русского пеньковолокна. В целом 80% всего текстиля, белья и других тканей до 1820 г. делалось именно из пеньки, поскольку механизм разделения хлопковых волокон еще не был изобретен.

Однако ассоциация с запрещенным наркотиком нанесла репутации промышленной конопли серьезный урон. Техническая (промышленная) конопля была запрещена к выращиванию во всем мире после принятия ООН Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.

В России выращивание конопли в качестве сельхозкультуры было вновь разрешено только в 2007 г. Но наибольший рост спроса на эту продукцию наблюдается в последние пять лет – с 2015 г. экспорт из России конопли и продукции из нее вырос в 40 раз. В США рынок был легализован три года назад. По данным Reports and Data, сейчас он растет в среднем почти на 14% в год.

4000 тонн целлюлозы из конопли

сможет выпускать предприятие в Пензенской области после выхода на проектную мощность к 2026 г.

Тем не менее до недавнего времени одежда из пеньки была редкостью. Например, конопляное волокно было представлено в нишевых коллекциях Ralph Lauren, Stella McCartney, Yves Saint Laurent. В 2019 г. Levi’s в сотрудничестве с брендом Outerknown выпустила небольшую линейку джинсовых брюк и курток. Ткань в них на 69% состояла из хлопка, на 31% – из конопли.

По мнению экспертов, рост рынка значительно ускорил коронавирус, одним из позитивных последствий которого стал рост интереса к одежде из экологических тканей. «Сейчас в индустрии моды мощный тренд на материалы из альтернативного сырья – например, на искусственную кожу из грибов, ткани из переработанной древесины, пластика и т. д., – говорит российский модельер Алена Ахмадуллина. – Это связано с повышением экоосознанности после периода пандемии. Думаю, что производство ткани из конопли попадает под общий тренд».

Новая волна

Дизайнер Маша Цигаль, запустившая в конце декабря 2020 г. капсульную коллекцию из конопли, также подчеркивает, что данный материал более дружественен окружающей среде, чем привычный хлопок. «По статистике, на каждый килограмм хлопка требуется в 4 раза больше воды, чем для конопли. Она неприхотлива в уходе, быстро растет практически без применения удобрений и забирает небольшое количество питательных вещество из почвы, – говорит Цыгаль. – При этом вещи, изготовленные из конопляного волокна, более крепкие. Недаром самые первые джинсы были сделаны именно из конопли». Кроме того, утверждает дизайнер, ткань обладает свойствами лекарственного растения – сохраняет способность нейтрализовывать токсины, не дает развиваться болезнетворным микробам, не создает условий, препятствующих обменным процессам на коже человека. «А еще ткань из конопли исключает перегрев тела в жаркую погоду и переохлаждение в холодное время года», – нахваливает свойства материала Цигаль.

Впрочем, большинство российских дизайнеров пока не использовали ткани с волокнами конопли. «В наше поле зрения такие материалы просто не попадали, – объясняет модельер Игорь Чапурин. – Возможно, из-за того, что их предложение ограничено на рынке, либо производители таких тканей не дают нам то дизайнерское решение, которое мы бы хотели интегрировать в коллекции бренда Chapurin». Также, по его словам, важным остается вопрос стоимости сырья – особенно в свете того, что цены на ткани, выполненные из натуральных материалов, постоянно растут. Создатели бренда RCP 4.5 заявляют, что планируют использовать коноплю в своих изделиях, когда на рынке появится больше предложений сырья, которое было бы более пригодно для сурового климата России. «Сейчас конопляная ткань подходит больше для летних коллекций, но было бы здорово, если бы новые ткани можно было использовать в зимнем и осеннем ассортименте», – говорят дизайнеры.

Между тем украинская марка Ksenia Schnaider и производитель текстиля из технической конопли DevoHome уже представили совместную зимнюю коллекцию верхней одежды с использованием конопляного меха. «Конопляный мех мы изобрели несколько лет назад, но только в этом году нам удалось сделать его полностью натуральным и биоразлагаемым, – делится подробностями основатель бренда DevoHome Оксана Дево. – В носке такой мех ведет себя великолепно: выдерживает морозы до минус 20 градусов, он приятный на ощупь, пахнет свежим сеном и предоставляет людям альтернативу искусственному меху и меху убитых животных».