«Сергий против нечисти. Шабаш»: и Богу свечка, и черту кочерга

В прокат вышел полнометражный сиквел киносторис про священника, который охотится за нечистью

Поп-расстрига Сергий (Роман Маякин, известный по сериалам «Психологини» и «Территория») с юморком и матерком, с божьей помощью и при содействии капитана полиции Катерины (Лукерья Ильяшенко, сериалы «Сладкая жизнь», «Химера») отлавливает по Москве и истребляет всякую сказочную нечисть. Задания ему выдает серьезная женщина в платочке (Ирина Розанова, известная по фильму «Облако-рай» и сериалу «Самка богомола»), которую Сергий величает Тетушкой. Палки в колеса вставляет неумный и честолюбивый полицейский по фамилии Кракин (Дмитрий Куличков, фильмы «Майор» и «Дурак»).

Где обитают фантастические твари, знакомые нам по фольклорно-мифологическим повествованиям? Из всех вариантов ответа на этот вопрос самый эффектный гласит: да там же, где и ты, дорогой товарищ. В Москве («Ночной дозор»), Новой Англии («Уэнсдэй») или хоть в Смоленской области («Вампиры средней полосы») ведут они свою параллельную и порой не такую уж тайную жизнь.

Почтенную традицию помещать фольклорных персонажей в знакомую современность создатели «Сергия» интерпретируют в чисто комедийном ключе. Режиссер Кирилл Кузин (известный по фильму «Война полов» и сериалу «Лондонград. Знай наших») со сценаристами Евгением Русаком («Ивановы-Ивановы») и Кириллом Ситниковым (фильмы «Очень русский детектив», «Вот это любовь!») воздерживаются от того, чтобы развивать свою историю в направлении фэнтезийного эпоса с детально проработанным лором. И превращают ее в набор лаконичных, чисто юмористических рассказов, сделанных едва ли не в поэтике скетча.

/ МТС Медиа / LOOKFILM

Первый «Сергий» вышел в формате «киносторис» (картина, разбитая на несколько коротких серий, которую можно смотреть и как сериал, и как фильм) и состоял из трех новелл. Сиквел выходит в кинотеатральный прокат уже в виде полнометражной картины, но нарративная структура осталась прежней. Перед нами вновь процедуральное повествование, разделенное на три самостоятельные новеллы: на сей раз про Горыныча, Домового и Вия.

Все четверо главных героев на своих местах, и отношения между ними тоже прежние. Кракин все так же строит пакости. Тетушка все так же строга. Вечно нетрезвый и растрепанный Сергий, как и раньше, балагурит, вставляет в речь церковнославянизмы и вожделеет Катерину. А вожделеет ли она его – по-прежнему непонятно. Единственное, что поменялось, – у проекта, видимо, увеличился бюджет. Если в прошлый раз главным спецэффектом была говорящая голова в мусорном пакете, то теперь при изображении всякого сверхъестественного создатели щедро используют компьютерную графику.

Прошлогодний «Сергий» оставлял после себя несколько вопросов. За что главный герой лишился сана? Катерина вскользь упоминала о своих родителях, которые погибли, когда ей было 12 лет, – что же все-таки с ними произошло? Туманом окутаны и ее отношения с Кракиным, с которым они, как сообщается, были хорошими напарниками, а потом он вдруг начал вести себя вот так. Надо полагать, эти зерна интриги были посеяны для будущего драматургического развертывания, которое перенесло бы акцент с процедуральных квестов на сквозной сюжет и помогло бы раскрыть персонажей. Но в «Шабаше» авторы не касаются этих тем, отложив их развитие на неопределенный срок и решив вместо этого обойтись бодрым балаганом.

«Шабаш» в итоге получился недурной комедией – сделанной неряшливо, редко где смешной, но почти всегда забавной. Идиотский грим, динамичный монтаж, энергичный саундтрек, в котором, к счастью, обошлись без вездесущей русской попсы. Лукерья Ильяшенко с ее лицом и статью женщины-вамп, конечно, не очень комедийная актриса. Но тем нелепее она выглядит, когда, усердно ползая под столами адской кухни, зачищает ее штык-ножом от карликов-людоедов под аккомпанемент песняровской «Косил Ясь конюшину». Хотя переплюнуть шапочку из фольги, которая красовалась на голове актрисы в третьей новелле первого «Сергия», все-таки невозможно.

Разумеется, многое здесь могло бы быть лучше. Шутки могли быть смешнее. Способы, которыми герои расправляются с нечистой силой, – остроумнее. Сюжетные повороты – хоть немного поинтереснее. В иные моменты режиссер Кузин как будто всерьез хочет создать сюжетное напряжение, и у него это никогда даже близко не получается. А между Сергием и Катериной начисто отсутствует «химия», хотя очевидно, что она должна между ними быть. Но обаятельный задор и обезоруживающее балаганное бесстыдство «Шабаша» отчасти компенсируют и недостаток изобретательности, и общую небрежность исполнения. По крайней мере, это не скучно. А это качество, наиважнейшее для любой комедии.