Менеджмент
Бесплатный
Антон Осипов
Статья опубликована в № 2462 от 12.10.2009 под заголовком: «Кто-то любит пиво, а я люблю думать», - Рейнард Мон, основатель медиахолдинга Bertelsmann

Владелец должен относиться к работникам как к равноценным партнерам

Рейнард Мон был одним из символов экономического возрождения Германии после Второй мировой войны – разрушенную типографию в маленьком немецком городке он сумел превратить в международную издательскую империю. Он скончался в начале октября в возрасте 88 лет

Рейнард Мон родился 29 июля 1921 г. в небольшом городке Гютерслоу на севере Германии, став пятым из шести детей в семье. Можно сказать, что он был обречен на издательский бизнес. Семейную типографию основал еще его дед Карл Бертельсман в 1835 г. Компания выпускала религиозную литературу.

В 1939 г. Мон попал на трудовой фронт, а позже и в настоящую армию – служил в авиачастях в Тунисе. Война для него окончилась в 1943 г. американским пленом, он оказался в штате Канзас. Элвин Тоффлер в книге «Метаморфозы власти» пишет, что на Мона большое впечатление произвела американская демократия. На официальном сайте Bertelsmann утверждается, что Мон ненавидел жесткую иерархию: «Его молодость прошла при фашистском режиме, и он лично убедился, куда может привести слепое подчинение <... Он придал растущей компании децентрализованную структуру и распределил ответственность».

По воле отца

В Германию Мон вернулся в 1946 г. Он хотел стать инженером. Но это шло вразрез с волей его тяжело больного отца. Один брат Рейнхарда погиб на войне, другой пропал без вести. В 1947 г. Мону пришлось взять управление семейным бизнесом в свои руки.

Типография не работала с 1944 г. Долгое время считалось, что виной тому – трения с фашистским режимом. Еще в 1998 г. генеральный директор Bertelsmann Томас Миддельхофф рассказывал инвесторам в Нью-Йорке, что издательство печатало запрещенную Третьим рейхом литературу. Но в том же 1998 г. немецкий историк-журналист Херш Фишлер заявил, что Bertelsmann был крупнейшим поставщиком военной литературы для германской армии. Издательство, по его данным, сумело даже превзойти некоторых конкурентов, принадлежавших нацистской партии: среди опубликованных Bertelsmann книг была, к примеру, «Стерилизация и эвтаназия – вклад в христианскую этику».

В 2002 г. группа историков, нанятых Bertelsmann с санкции Мона, подтвердила, что издательство активно сотрудничало с нацистами, отец Рейнарда Мона Генрих входил в группу предпринимателей, финансировавших войска СС, а в самой типографии, вероятно, применялся труд еврейских заключенных. «Закрыли» же бизнес бомбы союзников.

Мон до конца жизни так и не признался, какую роль он играл в сокрытии сведений о деятельности его бизнеса во время войны. Максимум, что удалось из него выжать журналистам, – признание, что он и другие менеджеры компании делали все необходимое, чтобы выжить в послевоенные годы.

Клубная система

Как бы то ни было, после Второй мировой бизнес Bertelsmann лежал в руинах. Из 400 работников осталось 150. Денег на восстановление не было, получить кредиты у банков Мон не смог. Тогда он убедил работников типографии трудиться в обмен на долю в будущей прибыли. «Я спросил себя, что мне нужно сделать, чтобы люди согласились вместе со мной восстанавливать компанию, – вспоминал Мон. – Все они хотели крышу над головой и гарантированную работу». До конца жизни он повторял как мантру: «Всегда необходимо убеждать людей».

«Кто-то любит пить пиво, кто-то – валяться на солнышке, а я люблю думать», – признавался Мон. И в 1950 г. он придумал клубы читателей, которые сделали Bertelsmann одним из символов немецкого экономического чуда. Члены клубов получали книги непосредственно от издательства с существенными скидками. Взамен они были обязаны постоянно покупать новинки. Тоффлер утверждает, что эту задумку Мон подсмотрел во время плена в США: с 1926 г. Book-of-the-Month Club регулярно высылал американским читателям по почте книги, отвечая за их качество своей репутацией.

Издаваемые Bertelsmann книги повествовали о приключениях и жизни в роскоши – как раз этого недоставало послевоенной Германии. Через год в клубе состояло 100 000 читателей, еще через четыре – 1 млн. В 1962 г. книжный клуб открылся в Испании, в 1969 г. – в Южной Америке, еще через год – во Франции. В лучшие времена в клубе состояло до 20 млн читателей по всему миру. Успех своих читательских клубов Bertelsmann повторил, создавая клубы любителей аудиозаписей.

Немного социализма

Мон не любил давать интервью, ссылаясь на то, что привык говорить на строго практическом уровне. Это не мешало ему быть теоретиком бизнеса и издать ряд своих книг. В книге «Успех через партнерство» Мон отстаивал свой взгляд на равноправные отношения с работниками, а также ратовал за более активную роль наблюдательных советов. Проблемы компании – это вина наблюдательных советов, считал он: «Либо в них сидят не те люди, либо они плохо работают и не исследуют в достаточной мере вопросы бизнеса, либо они не имели понятия, что менеджмент некомпетентен». Он высказывался за социальную ответственность бизнеса, отмечая, что успех Bertelsmann объясняется во многом тем, что «приоритет всегда отдавался этическим соображениям».

В своих книгах по бизнесу Мон доказывал, что к работникам необходимо относиться как к равноценным партнерам. В 1970-х гг. он ввел схему оплаты труда, при которой все сотрудники участвовали в распределении прибыли компании. «Только те предприятия, работники которых могут отождествлять себя с компанией, способны ответить на вызовы будущего, а такое отношение [работников] требует материального вознаграждения», – писал Мон.

До конца жизни он регулярно обедал в столовой компании в Гютерслоу, а по дороге пешком в офис запросто болтал с сотрудниками. В итоге за ним закрепилось прозвище Красный Мон.

«Мон построил компанию на трех китах: независимости ее работников, материальной справедливости и социальных гарантиях. Он не руководствовался идеями социальной утопии, но верил, что мотивированный работник (т. е. тот, у кого есть возможность для развития) будет более счастливым и эффективным», – написано на сайте Bertelsmann Stiftung.

Сам Мон говорил: «Самое важное для развития компании, чтобы как можно больше людей чувствовали себя вовлеченными в процесс принятия решений».

Что угодно, лишь бы не IPO

Мон давал руководителям максимальные полномочия. Отдельные департаменты быстро становились независимыми подразделениями, написано в его официальной биографии. Но начальникам не стоило обольщаться насчет своей независимости и яростно отстаивать свою правоту. «Хотя Мон всегда ратовал за то, чтобы позволить топ-менджерам управлять бизнесом так, как они считают необходимым, он часто конфликтовал с руководством собственной компании, – пишет газета Wall Street Journal. – В 2002 г. он неожиданно уволил гендиректора Bertelsmann Томаса Миддельхоффа, который пытался модернизировать компанию, подготовить ее к IPO и отойти от традиционного для холдинга бизнеса».

Мону в принципе не нравилась идея публичной компании. В 2006 г. он потратил 4,5 млрд евро, чтобы выкупить у бельгийского медиамагната Альберта Фрера принадлежавшие его Groupe Bruxelles Lambert 25% акций Bertelsmann и избежать IPO.

Чтобы гарантировать независимость компании, в 1993 г. Мон передал 68,8% привилегированных акций Bertelsmann AG благотворительному фонду Bertelsmann Stiftung (сейчас эта доля составляет 76,9%, остальное – у семьи Мон). Фонд был основан еще в 1977 г. для продвижения социальных и политических реформ.

В 1999 г. была образо-вана управляющая компания Bertelsmann Verwal-tungsgesellschaft (BVG), которой досталось 90% голосующих акций. В совет директоров УК входит шесть человек, из них трое – из семьи Мон.

Сам Мон в 1981 г., когда ему было 60, ушел с поста председателя исполнительного совета Bertelsmann ради кресла председателя наблюдательного совета компании, а через 10 лет покинул и этот пост, оставив за собой только должность одного из директоров Bertelsmann Stiftung. Правда, уже в 1993 г., переведя в этот фонд большинство акций Bertelsmann AG, Мон возглавил исполнительный комитет фонда. Только в 1998 г. он стал просто членом исполнительного комитета. Но уже в 2000 г. реорганизовал компанию и в течение года возглавлял руководящий комитет Bertelsmann Stiftung. До конца жизни он участвовал в управлении компанией, будучи членом совета директоров и почетным председателем BVG, а также членом совета попечителей Bertelsmann Stiftung.

Наследство Мона

Мон был женат дважды. От первого брака, заключенного в 1949 г., у него три ребенка. От второго – столько же. Со второй женой – Лизой он встретился на корпоративной вечеринке. Ему было 38, ей – 17. Через 24 года, в 1982 г., они официально поженились. Когда в 1999 г. здоровье Мона пошатнулось, он передал большинство полномочий по управлению бизнесом жене. Сейчас она возглавляет BVG.

Лизе Мон приходится нелегко. Издательства отступают под напором масс-медиа. Уже несколько лет Bertelsmann распродает низкоприбыльные подразделения, в первую очередь стремясь выйти из музыкальной индустрии. Так, в прошлом году компания продала японской Sony свою долю в звукозаписывающем СП с этой компанией – 50% акций BMG Music Entertainment. WSJ в прошлом году предполагала, что Bertelsmann может избавиться и от российских активов: 30% «Рен ТВ», которой владеет через телевизионную компанию RTL, и ряда журналов, в том числе Geo. Однако пока этого не произошло.

Текущий кризис явно не помогает повышению тиражей и притоку рекламодателей. В августе компания объявила об ожидаемом годовом убытке. За первые полгода чистый убыток Bertelsmann – 368 млн евро. Продажи сократились на 6,8% до 7,2 млрд евро. Кредитный портфель компании вырос с 6,63 млрд евро в конце декабря до 6,83 млрд евро в конце июня. Вряд ли уровень задолженности удастся сократить к концу этого года, отмечает компания.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать