Первое место в рэнкинге FT впервые заняла London Business School

Бизнес-школы США сдают господствующие позиции – первое место в рэнкинге впервые заняла европейская школа – London Business School (LBS). Это связано с тем, что зарплаты выпускников с МВА растут все меньше и оправдывать инвестиции в образование все сложнее, особенно в США

В международном рэнкинге программ MBA газеты Financial Times на 2010 г. LBS заняла вожделенное первое место, которое в 2009 г. делила со школой Wharton при Пенсильванском университете.

Постепенный рост LBS в рейтинге FT в течение 12 лет – в первом списке, в 1999 г., она занимала восьмое место и добралась до второго к 2008 г. – указывает на более масштабную тенденцию: утрату господствующих позиций школ бизнеса США за последнее десятилетие.

В 1999 г. в число 25 лучших школ бизнеса входили 20 школ из США и пять из европейских стран. В рейтинге FT в 2001 г. были представлены 100 школ, и опять среди 25 лучших 21 школа была американской.

С тех пор количество американских школ в списке 25 лучших сократилось, достигнув 11 в 2008-м и в этом году. Остальные 14 школ в 2010 г. – это 11 европейских и три азиатские. Объяснить такие изменения помогает один важный фактор: примерно с 2005 г. рентабельность инвестиций в обучение по программе МВА, измеряемая при помощи роста зарплаты, значительно снизилась, особенно в США, где программы в основном двухгодичные и дорогие. В Европе учиться быстрее (есть программы длительностью до года) и дешевле.

Раньше зарплата выпускников МВА за три года после получения диплома вырастала в три раза. Сейчас такой рост встречается редко. Между 2000 и 2003 гг. зарплата выпускников по меньшей мере 20 из 25 лучших школ увеличивалась за три года на 150%. Учитывая количественный перевес школ США в рейтинге, почти всегда рост зарплат относился к школам, расположенным в США (хотя снижение темпов роста зарплат характерно и для Европы). Для сравнения: рейтинг 2010 г. включает всего две группы выпускников из 100, у которых наблюдался подобный рост доходов. И ни одна из них не находится в США: это испанская IE Business School (рост в 159%), где учится много испаноговорящих студентов из стран Латинской Америки, и Indian School of Business (166%).

Почему степень МВА стала меньше влиять на размер зарплаты? Во-первых, хотя возраст, опыт и должности учащихся за последние 10 лет практически не изменились, уровень зарплат до получения степени с каждым годом стабильно рос. В то же время зарплаты, получаемые после окончания программы МВА, не увеличивались с той же скоростью. Средний уровень зарплат среди учащихся в 2006 г. более или менее соответствовал зарплатам в 1999 г., а в реальном исчислении сократился. Поэтому и рост зарплат сократился, достигнув среднего уровня около 100% в 2009 г.

Несмотря на сокращение количества школ из США в списке 25 лучших, доля американских школ в списке 100 лучших по-прежнему остается внушительной – в 2010 г. их насчитывается 56.

Великобритания занимает второе место по количеству представленных школ – 17. В целом в список 100 лучших входят школы из 20 различных стран.

Новый лидер

Год назад, когда LBS разделила первое место со школой бизнеса Wharton в рейтинге FT, пост ее декана занял Эндрю Ликирман. Год спустя LBS возглавила список уже единолично. Для Ликирмана это было время укрепления и прогресса.

Несмотря на экономический кризис, в сентябре школа запустила магистерскую программу по менеджменту, предназначенную для будущих менеджеров, не имеющих опыта работы. Был также запущен второй поток по программе МВА для топ-менеджеров в Дубае. Кроме того, Ликирман решил увеличить количество абитуриентов программы МВА с 320 в 2008 г. до 400 в 2009 г.

По мнению Ликирмана, европейские школы отличаются от американских интеллектуальной свободой. Школы США больше сконцентрированы на изучении своей роли в финансовом кризисе, особенно к этому предрасположены школы с ярким индивидуальным характером – Harvard Business School и University of Chicago: Booth. «Не думаю, что у LBS существует своя фирменная теория на этот счет, – размышляет он. – У меня есть коллега, с которым мы постоянно спорим о финансовой ситуации. И это хорошо. Мы не говорим людям: «Мы смотрим на мир так».

Однако это не мешает школе быть сплоченной и работать согласно принципу «интернационализация – наш образ мыслей», говорит Ликирман. В этом, считает он, заключается одна из причин, по которой школе удается сохранять коллектив лучших преподавателей – по показателю уровня научных исследований на факультетах школы в 2010 г. LBS заняла восьмое место в мире в рэнкинге FT (методологию составления рэнкинга см. во врезе). Она также заняла пятое место в мире по рекомендациям выпускников. Этот индикатор, составленный на основе данных, собранных FT в результате опросов выпусков 2004, 2005 и 2006 гг., включает школы, из которых участники опроса пригласили бы выпускников программ МВА к себе на работу. LBS практически возглавляет список лучших по международной мобильности, уступая только IMD.

«Решение пойти на программу МВА в LBS было одним из самых правильных в моей жизни», – говорит один из выпускников LBS 2006 г., опрошенный при подготовке рэнкинга. Другой выпускник добавляет: «Вы учитесь благодаря не только программе, но и культурному многообразию студентов. Ни в одном другом месте у вас не будет таких широких возможностей, как в London Business School».

Как считали рэнкинг FT

Год аудита – год, когда KPMG аудировала данные рэнкинга. Текущая зарплата – среднее значение зарплат выпускников через три года после выпуска, т. е. в рэнкинге 2010 г. участвовали выпускники 2006 г. Цифра не используется при выведении окончательного балла школы. Средневзвешенная зарплата (имеет 20% веса в рэнкинге) рассчитывается с учетом разницы между размерами зарплат в разных секторах экономики и тем сектором, в котором работает выпускник сейчас. Цифра – средневзвешенное значение зарплаты, которую выпускник получает через три года после выпуска. Рост зарплаты (20%) – разница в размерах зарплаты до поступления в школу и через три года после ее окончания. Окупаемость расходов (3%) – краткосрочный показатель; рассчитывается исходя из размеров зарплаты через три года после окончания школы и расходов на обучение по программе с учетом зарплаты, которую выпускник мог бы получать (или получал). Карьерный рост (3%) – насколько продвинулся выпускник по карьерной лестнице через три года после обучения. Достижение целей (3%) – показывает, насколько удалось слушателю осуществить цели, которые он ставил перед собой накануне поступления на программу. Успешное трудоустройство (2%) – балл рассчитывается исходя из процента выпускников, которым удалось найти работу с помощью карьерного центра школы. Среднее значение за три последних года. Трудоустройство в первые три месяца после окончания программы (2%) . Рекомендуемое место в рейтинге (2%) – выпускников в анкетах просят назвать три бизнес-школы, из которых они взяли бы сотрудников к себе на работу. Женщины-преподаватели (2%). Женщины-студенты (2%). Женщины в руководстве (1%). Иностранцы среди преподавателей (4%). Иностранцы среди студентов (4%). Иностранцы в руководстве (2%). Международный опыт (2%) – уровень международных контактов студентов во время обучения. Количество требуемых иностранных языков (2%). Процент преподавателей с докторской степенью (5%). Рэнкинг докторских степеней FT (5%) – число выпускников с докторской степенью за три последних академических года. Позиция по научным исследованиям (10%) – рассчитывается по числу научных публикаций в 40 международных специализированных журналах.