Нет уверенности в том, что предпринимательству можно научить

Пока число учебных программ для начинающих бизнесменов стремительно растет, исследователи спорят, можно ли в принципе научить предпринимательству

По наследству. 40

процентов действующих предпринимателей в США имеют в роду хотя бы одного бизнесмена, обнаружил Скотт Шейн, профессор экономики и автор книги «Прирожденные предприниматели, прирожденные лидеры».

Обучение предпринимательству сегодня стремительно растущий бизнес: если еще десять лет назад в США существовало менее 100 программ, предназначенных для начинающих бизнесменов, то сейчас, по данным компании Princeton Review, их насчитывается не менее 700. Обучение предпринимательству обойдется студенту в среднем примерно в $40 000 в год.

Профессор экономики и автор книги «Прирожденные предприниматели, прирожденные лидеры» Скотт Шейн утверждает, что в результате многолетнего общения с крупными, мелкими и средними бизнесменами обнаружил группу личных качеств, которыми наделены все успешные предприниматели. Большинство из них экстраверты, открыты всему новому, способны быть приятными в личном общении (важное качество для случаев, когда обсуждается сложная сделка). Можно предположить, что многие из этих качеств так или иначе связаны с генами человека.

Шейн считает, что от этой мысли до идеи получения образования в зависимости от ДНК всего один шаг. Например, людей, генетически склонных к риску, можно обучать оценке возможностей иначе, чем людей, предрасположенных к консерватизму. Преподаватели могут адаптировать предпринимательские программы под людей, которые способны извлечь из них максимальную пользу. «Вместо того чтобы думать, что все равны и реагируют на образование одинаково, – говорит Шейн, – мы сможем взглянуть на генетическую предрасположенность и понять, что подходит конкретному человеку».

«За кружкой пива большинство людей признает, что, вероятно, доля истины в словах «природа берет свое» есть», – говорит Джош Лернер, профессор Гарвардской школы бизнеса. Но, добавляет он, не стоит ограничивать бизнес-образование только людьми с наиболее благоприятными личными качествами. Шейн в принципе с этим согласен. Однако, спрашивает он, представьте себе, что вы тренер баскетбольной команды и рост одного из ваших игроков меньше 180 см, а другого – больше 210 см. Будете ли вы тренировать их для задач, наиболее подходящих росту, или вам следует «просто игнорировать генетические различия»?.