Как можно изменить мир с помощью карты

Сорок лет назад американец Джек Денжермонд основал в Калифорнии картографическую компанию Environmental Systems Research Institute (ESRI) и до сих пор работает ее гендиректором. За это время ESRI стала пятой в мире частной компанией по размеру выручки, а личное состояние ее основателя достигло $2 млрд

Среди типичных предпринимателей, легко тратящих заработанные деньги на спортивные автомобили и яхты, Джек Денжермонд выглядит чудаком.

Он 40 лет не менял место работы, а его единственный автомобиль – это видавший виды мини-вэн. «Жена постоянно подшучивает надо мной и говорит, что мне следует купить что-нибудь получше, но мне не нравится идея тратить кучу денег на себя. Мне это кажется напыщенным и неестественным», – говорит Денжермонд, откусывая от обыкновенного бутерброда с ветчиной.

Денжермонд – сын голландских эмигрантов, получил образование в области графического дизайна, но потом случайно попал в лабораторию компьютерной графики в Гарварде и увлекся разработкой компьютерных инструментов для составления карт. Первые шаги в области компьютерной картографии и привели его к созданию компании в 1979 г.

«Около 80% решений в бизнесе, а может быть и больше, имеют географический элемент, – говорит Денжермонд. – С помощью компьютерных карт мы можем разобраться в вопросах глобального потепления, изменения числа биологических видов, планировать более пригодные для жизни города, отслеживать распространение эпидемий. Мы можем изменить мир».

Среди давних клиентов ESRI – армия США, картографическое управление Великобритании и британская полиция, которая использует ее продукцию для нанесения на карту статистических данных о преступлениях в Лондоне. Сеть аптек Walgreen’s и сеть кофеен Starbucks используют программы ESRI, чтобы определить, где расположить свои заведения и какие из продуктов с наибольшей вероятностью будут пользоваться спросом у различных слоев населения. Разведчики алмазов пользуются картами при анализе муравейников, которые являются индикатором залежей драгоценных камней. Компания BP использует их для отслеживания распространения нефтяного пятна в Мексиканском заливе.

Популярность компьютерной картографии быстро растет благодаря массовым интернет-сервисам, таким как Google Earth или Microsoft Bing Maps. На их основе создается огромное число дополнительных услуг, позволяющих пользователям интернета получать информацию о пробках и местах, где можно купить самый дешевый бензин.

Программное обеспечение ESRI гораздо сложнее и предлагает клиентам более глубокий уровень анализа, чем Google или Microsoft. В случае с утечкой нефти у BP оно помогает отслеживать распространение пятна, сопоставляя данные с информацией о заповедных зонах, морской фауне и флоре, течениях, погоде и другими факторами.

ESRI чувствует себя уверенно даже в эпоху интернета: она уже не первый год тратит более 20% выручки на исследования и разработки, что примерно вдвое больше, чем большинство технологических компаний. К тому же у ESRI нет долгов. Ее выручка в 2009 г. превысила $1,2 млрд, а ее услугами пользуются более 300 000 клиентов, включая правительства большинства стран мира.