«Совкомфлот» требует с бывшего топ-менеджера почти $900 млн

Сумма требований государственного «Совкомфлота» к бывшим менеджерам выросла до $810–880 млн. Десятую часть компании удалось вернуть

«Совкомфлот»

пароходство. Флот – 139 судов. Выручка (МСФО, 1-е полугодие 2010 г.) – $678,5 млн, чистая прибыль – $111,2 млн.

Размер требований «Совкомфлота» к бывшему гендиректору Дмитрию Скарге, бывшему управляющему директору лондонского офиса Юрию Привалову и бизнесмену Юрию Никитину на конец первого полугодия составил от $810 до $880 млн, раскрыл «Совкомфлот» в меморандуме к выпуску еврооблигаций (копия есть у «Ведомостей»). Это больше, чем заявлялось ранее: так, в 2008 г. Следственный комитет при Генпрокуратуре обвинял Скаргу, Привалова и Никитина в хищении более $700 млн.

Дело против бывших менеджеров и Никитина было возбуждено в 2005 г., почти через год после досрочной отставки Скарги с поста гендиректора «Совкомфлота». Тогда компания подала иск к ним в Высокий суд Лондона, обвинив в причинении вреда компании на $321 млн. С тех пор сумма не раз увеличивалась. По мнению истца, в 2001–2004 гг. Скарга и другие менеджеры компании заключили ряд невыгодных сделок. Так, «Совкомфлот» продал компаниям Никитина несколько судов, которые затем получил обратно на условиях лизинга, это стоило пароходству около $100 млн. Кроме того, «Совкомфлот» сдавал суда в аренду фирмам Никитина по заниженным ставкам – ущерб от этого был оценен еще в $200 млн. Еще столько же компания недополучила из-за продажи по заниженным ценам контрактов на еще не построенные суда.

Увеличение исковых требований заместитель гендиректора «Совкомфлота» Владимир Медников объясняет объединением иска самого «Совкомфлота» с претензиями «Новошипа» – это произошло в 2007 г., когда государство передало «Совкомфлоту» контроль в «Новошипе». Последний в 2001–2004 гг. также отдавал в аренду суда компаниям Никитина по заниженным ставкам, рассказывали участники дела. Эти обвинения сохраняются, отметил Медников. Скарга отказался комментировать рост претензий, с Никитиным связаться не удалось.

Высокий суд Лондона рассматривал дело с октября 2009 г. по март 2010 г., решение должно быть вынесено до конца года, сказано в меморандуме. Если суд признает правоту компании, она сможет возместить значительную часть ущерба: в качестве обеспечения по иску арестовано имущество ответчиков на $602 млн, указано в документе, а более $80 млн ущерба уже удалось возместить путем мировых соглашений. Некоторые компании-контрагенты, которых «Совкомфлот» обвинял вместе с бывшими менеджерами, согласились заплатить, чтобы продолжить бизнес с компанией, объяснил Медников. Так, в 2008 г. британский корабельный брокер Clarkson, по данным FТ, заплатил по мировому соглашению 27 млн фунтов (около $54 млн на тот момент).