Мелкий бизнес в России не жалует интернет

Нужен ли сайт сибирскому фермеру, нотариусу из Мытищ или столичной турфирме? 58% небольших российских компаний считают, что нет. У них нет сайта, странички в социальной сети и даже информационной визитки о компании, подсчитали в Google

Андрей Шейфер, 28-летний фермер из Новосибирской области, с прошлого года занимается разведением гусей. Кроме него и жены в хозяйстве трудятся три наемных работника. Однако в интернете найти информацию о мини-ферме Шейфера «Портал» вообще невозможно. Вопрос о сайте его искренне удивляет: «Зачем он нам нужен? Мы же не птицефабрика!»

Гусь без интернета

Для такой местечковой закрытости есть вроде бы логичное объяснение. В хозяйстве всего 1000 голов гусей, из которых за год продали 700. Кроме того, возможности бизнеса ограничивает сезонность: пик продаж приходится на конец осени – начало зимы. Со сбытом проблем нет: есть рынки, торговые точки, продает гусей супруга Шейфера. Увеличивать поголовье фермер не собирается – мощностей не хватает, поэтому о расширении клиентской базы не помышляет тоже.

Такая точка зрения характерна для маленьких, работающих на локальных рынках компаний. Владельцы «магазинов у дома», небольших производственных фирм или служб быта часто и не хотят, чтобы о них узнали многие: сложившаяся аудитория уже есть, замечает Олег Макаров, партнер консалтинговой группы TCG. Некоторым из них и не нужна прописка в сети: она требует если не денежных, то иных трудозатрат, а маленькие компании позволить себе этого не могут, убежден консультант.

Однако не стоит рассматривать присутствие в сети только как способ самопродвижения, считает Владимир Долгов, гендиректор Google в России: «Фермер с помощью сайта может найти поставщиков более дешевого корма, облегчить продажи и расширить сбыт, к примеру, кроме районных рынков охватить супермаркеты крупных городов. А магазин шаговой доступности может привлечь поставщиков с лучшим соотношением цены и качества».

Сайт для Габбаны

Иногда отсутствие сайта может напрямую грозить развитию бизнеса. Александра Калошина и Андрей Шеваров в прошлом году создали компанию Color code c иностранным участием, которая занялась производством текстиля. Поскольку предприниматели раньше работали в схожей отрасли, у них уже была клиентура – швейные компании и собственный сайт им казался совершенно бессмысленным аксессуаром, рассказала Калошина. Компания решила специализироваться на качественном трикотажном полотне: производство разместили в Италии, создали дизайн-студию, наняли дизайнеров. Появились новые заказчики, которые хотели где-то увидеть дизайн трикотажа. «Однажды, сидя в городе Прато, где мы снимали часть фабрики, я вывесил варианты дизайна трикотажа на страничке Facebook. Нашел аккаунт известного дизайнера Стефано Габбаны и написал ему, попросив оценить нашу продукцию», – вспоминает Шеваров. Кутюрье неожиданно быстро откликнулся. Он написал, что ему понравилось, и задал логичный вопрос – где в сети можно увидеть рисунки тканей от Color code? После этого случая предприниматели спешно взялись за создание сайта. Дизайн разработали сами, оплатить придется только работу программистов – это 15 000–20 000 руб. Сайт заработает уже к июлю, планирует Калошина.

Поколение офлайн

Поколению предпринимателей, создававших бизнес в 90-е и привыкших обходиться без сети, удается оставаться на плаву без этого канала и сейчас.

«Кроме почтового ящика, у моего бизнеса в интернете ничего нет», – признается Светлана, владелица небольшого московского туристического агентства, работающего с 1993 г. Она говорит, что побаивается сети и ее открытости вообще: «Меньше будешь высовываться – меньше будет проблем». Ей и некогда заниматься продвижением в интернете: штат сотрудников небольшой – сама Светлана, две ее подруги и курьер. Она говорит, что клиентской базой довольна: в основном туры покупают постоянные клиенты, которые ей верят больше, чем крупным компаниям. «Особенно прибавилось клиентов, когда несколько туристических агентств разорилось после кризиса и много людей осталось без отдыха, а мои клиенты этого даже не почувствовали: я лично заплатила за их отдых, посчитав, что это не такая уж большая плата за хорошую репутацию», – объясняет Светлана.

Страх интернет-открытости – когда сайтом не обзаводятся из-за боязни проверяющих органов, конкурентов и недоброжелателей – надуманный, полагает Долгов.

Юрий Тяпкин, открывший в начале 90-х частную нотариальную контору в Мытищах, тоже обходится без сайта. «Я собирался его сделать, но подумал: что я там напишу? Работа нотариуса стандартизированная, это, например, врач-стоматолог может рассказать о своих методиках и материалах», – замечает он. Просто вешать свою фотографию «для прикола» не хочется, признается юрист. «А зря: на сайте нотариальной конторы можно было бы вывесить формы для заполнения документов, чтобы ускорить работу», – предлагает Долгов.

Для самых маленьких

По данным Google, в России лучше всего в сети представлены отели и рестораны – 51% имеют сайты, блоги или странички в социальных сетях, – а также сельскохозяйственные и промышленные компании (45%). Меньше всего дружит с интернетом розничная торговля – только 12% компаний можно найти в сети.

Большинство предпринимателей, считающих, что сайт им не нужен, ошибаются, убежден Долгов. При 47 млн пользователей в России (это 40% населения, по данным ФОМ) рецепт для успешного предпринимательства только один: сайт нужен даже самым маленьким.

90% клиентов небольшого клуба-кафе «Дом на дереве» его создатель Иван Митин привлек с помощью интернета. Оно открылось в прошлом году на Покровке и работает по принципу «заплати сколько сможешь». Сначала Митин рассказал о своем кафе на развлекательном портале Look at me. Недавно появилась страничка в социальной сети «В контакте»: сейчас уже 3000 пользователей вступили в группу «Дом на дереве». «Мы как раз из тех, кто старался светиться в интернете, а не в реале», – улыбается Митин.