Независимые директора могут работать в сотне советов сразу

На Каймановых островах, где зарегистрированы многие хедж-фонды, спрос на независимых директоров настолько высок, что некоторым из них приходится совмещать такие посты более чем в сотне компаний. В российских компаниях, которые очень хотят перенять западный стиль корпоративного управления, такое тоже возможно

По крайней мере четыре человека занимают посты независимых директоров более чем в 100 компаниях и еще 14 человек – более чем в 70. Каждый такой пост только в одной компании приносит им более $30 000 в год. На Каймановых островах зарегистрировано примерно две трети всех хедж-фондов. Активы этого сектора составляют $2 трлн, среди крупнейших инвесторов хедж-фондов – пенсионные и различные публичные целевые фонды. Тем не менее финансовый регулятор Каймановых островов не требует раскрывать информацию о назначении директоров. FT собирала информацию по нескольким тысячам документов раскрытия в Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC).

Это модель управления в стиле Walmart (стратегия низких цен. – «Ведомости»), говорит бывший руководитель аналитики по хедж-фондам ABN Amro Кевин Райан. По его мнению, следующий громкий скандал в секторе будет связан именно с ситуацией вокруг директоров, входящих в советы десятков фондов. «У нас есть фирмы, специализирующиеся на создании неприлично больших «портфелей» директоров, и это не вызывает ни малейшего упрека у регулятора Каймановых островов», – отмечает он.

Директора хедж-фондов должны заботиться об интересах инвесторов так же, как и директора других компаний. Но в последние несколько лет на Каймановых островах процветает бизнес профессиональных фидуциарных услуг, которые оказывают фирмы, занимающиеся подбором подходящих кандидатур.

«Врач, имеющий собственную практику, обслуживает 400 пациентов в год, но в больнице тот же доктор может обслужить 4000 пациентов», – защищает подобную практику основатель фидуциарной фирмы DMS Дон Сеймур. В 2006 г. он был директором 567 компаний на Каймановых островах. Почти все из них – хедж-фонды. По данным FT, сейчас Сеймур занимает пост директора в 166 компаниях. Больше всего таких постов у Дэвида Бри – 244, третье место занимает Ронан Гилфойл – 144, за ним следуют Роджер Хансон – 125, Кристофер Бауринг – 88, Мартин Ланг – 78 и Алдо Гислетта – 75.

Cитуация, чтобы человек занимал должность независимого директора в сотне российских компаний или фондов, возможна, говорит руководитель проектов департамента юридического консультирования консалтинговой группы «НЭО центр» Александр Соколовский. По действующему законодательству независимым признается директор, не занимающий должности в исполнительных органах акционерного общества, либо лицо, чьи родственники или супруг не занимают должности в указанных органах, а также если директор не относится к аффилированным лицам общества, напоминает Соколовский. По его словам, включение независимых директоров в советы свидетельствует о желании российских компаний «играть по правилам» и привлечь новых крупных инвесторов. Но когда разными компаниями управляют одни и те же люди, эти компании утрачивают независимость как с формальной, так и с юридической точки зрения, отмечает Соколовский. В идеале независимость «нормативная», т. е. не связанность с акционерным обществом имущественными отношениями, и независимость профессиональных суждений должны совпадать, но на практике такая модель зачастую представляет собой виртуозно замаскированную структуру аффилированных лиц, где независимость, к сожалению, приобретает только декларативный характер, добавляет он.