Офисные склоки выносят в интернет

Психологический террор в интернете – на Западе его называют кибербулингом – явление новое. Изначально оно ассоциировалось с поведением подростков, которые травят на Facebook своих ровесников. Однако подобной травлей все чаще занимаются взрослые – работники офисов разных компаний

Как-то раз на совещании один сотрудник отпустил нелицеприятные комментарии в отношении другого, – рассказывает Клайв Льюис, основатель компании Globis Mediation Group. – Человек, которому были адресованы эти слова, ничего не сказал в ответ. Но вскоре на Facebook появились злостные комментарии о говорившем. Так о конфликте, свидетелями которого были всего шесть человек, узнали сотни людей.

И все же обычно кибербулинг в офисе не выходит за разумные пределы. По словам Андреаса Лайфуга, главы подразделения организационной психологии Бирбек-колледжа в Лондоне, речь по большей части идет о бестактном поведении в отношении коллег.

«У электронного письма нет голоса. И оно далеко не всегда передает тон высказывания. Вы, например, получаете послание, в котором написано: «Спасибо», и интерпретируете его как саркастическое просто потому, что у вас сегодня плохое настроение. Я бы советовал не писать в электронных письмах ничего субъективного или двусмысленного», – говорит он.

«Появление карманных дивайсов привело к тому, что люди моментально реагируют на любую информацию и по каждому поводу сразу кидают в интернет сообщение. Я же советую: если вас разозлило письмо коллеги или босса, то перешлите его обратно в ваш почтовый ящик, перечитайте чуть позже и спросите себя, какое впечатление оно на вас производит», – продолжает Лайфуг.

С проблемой кибербулинга чаще сталкиваются представители так называемого поколения Y (люди, родившиеся после 1980 г. и вступившие совсем молодыми в XXI в.). Эти сотрудники пользуются интернетом с детства. Они так привыкли к взаимодействию в электронных сетях, что у них нет привычки общаться тет-а-тет. А ведь это именно то, что им нужно. Когда люди общаются лично, они осторожнее подбирают слова. У них меньше возможностей задеть друг друга.

Вероятно, поэтому многие, кого обвиняют в кибербулинге, даже не осознают того, что на самом деле делают. «Как-то раз я объяснил одной молодой женщине, как коллеги воспринимают ее электронные послания. Она расплакалась и сказала, что ей никто ничего не говорил. Потом я выяснил, что ее неадекватное поведение объяснялось проблемами в личной жизни», – рассказывает Льюис.

Иногда кибербулинг приобретает систематический и действительно злобный характер – вплоть до создания так называемых страниц ненависти на Facebook, разгромных кампаний в Twitter и появления анонимных комментариев. В этом случае конфликт выходит за пределы офиса. Это повод для обращения к юристам. Впрочем, Лайфуг утверждает, что такие случаи не часты. «Конечно, есть люди с больной психикой. Но я не думаю, что большинство офисных работников относятся к этой категории. Чаще всего это просто эксцентричные люди, которые не сознают того, что делают, – говорит он. – Похоже, компаниям пора начать включать «сетевой этикет» в правила корпоративной политики. Тогда вышеприведенные проблемы можно будет обсуждать открыто. Я думаю, что и вы хотели бы работать в офисе, где человека можно отвести в уголок и сказать: «Ты переходишь все границы». Пусть сотрудники научатся контролировать самих себя и коллег».