Какую менеджерскую работу чаще поручают женщинам

Управление компанией, которая переживает кризис, при прочих равных условиях охотнее поручают женщинам, а не мужчинам – такую гипотезу выдвинули исследователи из Экстерского университета. Недавние назначения подтверждают ее лишь частично

Недавнее назначение Мариссы Майер гендиректором американского интернет-гиганта Yahoo! заставило журналистов WSJ вспомнить о не слишком популярной теории «хрустального обрыва», появившейся на свет еще в 2004 г. Эту теорию (буквально The glass cliff) сформулировали в 2004 г. Мишель Райан и Алекс Хаслам, сотрудники школы психологии Экстерского университета. В одном из проведенных ими экспериментов 83 бизнесменам предложили выбрать финансового директора из трех кандидатов: мужчины и женщины, которые были довольно высокого и примерно равного уровня квалификации, и менее квалифицированного мужчины. Оказалось, что в период относительной стабильности или роста компании участники эксперимента охотнее выбирали мужчину. Если же в компании кризис или ее показатели снижаются, предпочтение чаще отдавалось женщине. Примерно такую же динамику исследователи обнаружили и в реальной жизни. «Вы вряд ли станете назначать своего лучшего менеджера на ответственную позицию в кризисной ситуации, из которой ему будет очень непросто выбраться», – утверждает Райан. Если вероятность неудачи высока, назначают женщину, в том числе и потому, что отсутствие успехов послужит лишним доказательством неспособности женщин занимать высокие руководящие должности, утверждает она. С тех пор исследователи добились поддержки нескольких общественных организаций, собрали целую команду сторонников, выпустили несколько публикаций, поддерживают веб-сайт.

Шестой крайний за пять лет

Ситуацию в Yahoo! простой никак не назовешь. Майер стала шестым гендиректором компании за последние пять лет. Только в течение последних 12 месяцев два гендиректора Yahoo! были уволены со скандалом. Кэрол Бартц потеряла работу за неудовлетворительные результаты. «Эти люди меня задолбали» («These people fucked me over» – так дословно выглядит фраза из интервью журналу Forbes), – заявила Бартц о тогдашнем совете директоров Yahoo! в первом интервью после увольнения. В нем же членов совета директоров она назвала идиотами (doofuses). Пришедший на смену Бартц бывший гендиректор PayPal Скотт Томпсон продержался на этом посту лишь несколько месяцев. В его официальном резюме обнаружили запись об образовании, которого он не получал. Томпсон был вынужден подать в отставку. Тем временем финансовые показатели компании продолжают сокращаться. Чистая прибыль Yahoo! по итогам II квартала 2012 г. снизилась на 4% – до $227 млн – по сравнению с тем же периодом 2011 г.

Предпочитают женщин

Если женщина-руководитель пробивает так называемый стеклянный потолок – невидимый барьер, установленный общественным мнением и ограничивающий карьерный рост, ее ждет масса испытаний. Она может оказаться на краю хрустального обрыва, откуда очень легко упасть. Почему так происходит? Женщины чаще, чем мужчины, принимают предложение возглавить компанию в кризисном состоянии, считает Алена Владимирская, основатель рекрутингового агентства Pruffi. «Просто им довольно редко поступают предложения стать гендиректором – следующего шанса можно прождать год», – добавляет она. И приводит в пример историю найма Ольги Турищевой, которая в 2009 г. стала генеральным директором «Рамблер» в период спада. Доля среди поисковиков у компании падала, аудитория ресурса старела, и рынок не верил, что ситуацию можно выправить, рассказывает Владимирская. Она знает: возглавить «Рамблер» тогда предлагали нескольким мужчинам, но все они предпочли не рисковать карьерой. Мужчины обычно видят в такой ситуации риск, а женщины – шанс, убеждена Владимирская.

Возглавить «Рамблер» в непростое для него время она согласилась, потому что верила во внутренние резервы компании и силу ее бренда, признается Турищева, ныне вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса  «Вымплекома». «Для меня это был вызов и интересная задача – вдохнуть новую жизнь, выстроить заново эффективную команду, привнести своей маркетинговый опыт из телекомрынка», – поясняет она. «Рамблер» и сейчас входит в список лучших площадок российского интернета, заключает Турищева.

Женщины менее циничны, им присущ эмоциональный романтизм – они убеждены, что нет безвыходных ситуаций, все можно наладить и перестроить, замечает социолог Ольга Крыштановская. Совокупность рыночных и психологических факторов заставляет женщин решиться встать во главе дела, безнадежного на первый взгляд, – и добиваться успеха, говорит социолог. Именно поэтому такое бурное развитие получили сейчас исследования феномена успешности женщин в экономике, добавляет Крыштановская.

Над пропастью

Женщины-руководители гораздо лучше умеют работать в ситуации неопределенности, убеждена Ольга Штауберг, гендиректор и совладелица ГК «Форафарм». В ее компании среди топ-менеджеров поровну женщин и мужчин, а среди линейных руководителей – 70% женщин. «Три года назад мы открывали филиал в Краснодаре, где не было ни людей, ни склада, – рассказывает она. – И мне даже в голову не пришло, что руководить запуском может мужчина. Поехать строить филиал я уговорила Валентину Клюквину, у который вообще не было навыков создания офиса с нуля». Клюквина пришла в компанию рядовым менеджером, доросла до руководителя отдела продаж в Москве и согласилась переехать на несколько лет в Краснодар вместе с семьей. Через год краснодарский филиал вышел на операционную прибыль, а через полтора достиг точки безубыточности, сейчас здесь работает 43 штатных сотрудника, поясняет Штауберг. По ее наблюдениям, у женщин лучше развита управленческая фантазия и эмоциональный интеллект: в ситуациях неопределенности они разрабатывают больше вариантов развития событий и гибче перестраиваются в случае временных неудач.