Статья опубликована в № 3151 от 25.07.2012 под заголовком: Хозяйка хрустальной горы

Какую менеджерскую работу чаще поручают женщинам

Управление компанией, которая переживает кризис, при прочих равных условиях охотнее поручают женщинам, а не мужчинам – такую гипотезу выдвинули исследователи из Экстерского университета. Недавние назначения подтверждают ее лишь частично
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Недавнее назначение Мариссы Майер гендиректором американского интернет-гиганта Yahoo! заставило журналистов WSJ вспомнить о не слишком популярной теории «хрустального обрыва», появившейся на свет еще в 2004 г. Эту теорию (буквально The glass cliff) сформулировали в 2004 г. Мишель Райан и Алекс Хаслам, сотрудники школы психологии Экстерского университета. В одном из проведенных ими экспериментов 83 бизнесменам предложили выбрать финансового директора из трех кандидатов: мужчины и женщины, которые были довольно высокого и примерно равного уровня квалификации, и менее квалифицированного мужчины. Оказалось, что в период относительной стабильности или роста компании участники эксперимента охотнее выбирали мужчину. Если же в компании кризис или ее показатели снижаются, предпочтение чаще отдавалось женщине. Примерно такую же динамику исследователи обнаружили и в реальной жизни. «Вы вряд ли станете назначать своего лучшего менеджера на ответственную позицию в кризисной ситуации, из которой ему будет очень непросто выбраться», – утверждает Райан. Если вероятность неудачи высока, назначают женщину, в том числе и потому, что отсутствие успехов послужит лишним доказательством неспособности женщин занимать высокие руководящие должности, утверждает она. С тех пор исследователи добились поддержки нескольких общественных организаций, собрали целую команду сторонников, выпустили несколько публикаций, поддерживают веб-сайт.

Шестой крайний за пять лет

Ситуацию в Yahoo! простой никак не назовешь. Майер стала шестым гендиректором компании за последние пять лет. Только в течение последних 12 месяцев два гендиректора Yahoo! были уволены со скандалом. Кэрол Бартц потеряла работу за неудовлетворительные результаты. «Эти люди меня задолбали» («These people fucked me over» – так дословно выглядит фраза из интервью журналу Forbes), – заявила Бартц о тогдашнем совете директоров Yahoo! в первом интервью после увольнения. В нем же членов совета директоров она назвала идиотами (doofuses). Пришедший на смену Бартц бывший гендиректор PayPal Скотт Томпсон продержался на этом посту лишь несколько месяцев. В его официальном резюме обнаружили запись об образовании, которого он не получал. Томпсон был вынужден подать в отставку. Тем временем финансовые показатели компании продолжают сокращаться. Чистая прибыль Yahoo! по итогам II квартала 2012 г. снизилась на 4% – до $227 млн – по сравнению с тем же периодом 2011 г.

Предпочитают женщин

Если женщина-руководитель пробивает так называемый стеклянный потолок – невидимый барьер, установленный общественным мнением и ограничивающий карьерный рост, ее ждет масса испытаний. Она может оказаться на краю хрустального обрыва, откуда очень легко упасть. Почему так происходит? Женщины чаще, чем мужчины, принимают предложение возглавить компанию в кризисном состоянии, считает Алена Владимирская, основатель рекрутингового агентства Pruffi. «Просто им довольно редко поступают предложения стать гендиректором – следующего шанса можно прождать год», – добавляет она. И приводит в пример историю найма Ольги Турищевой, которая в 2009 г. стала генеральным директором «Рамблер» в период спада. Доля среди поисковиков у компании падала, аудитория ресурса старела, и рынок не верил, что ситуацию можно выправить, рассказывает Владимирская. Она знает: возглавить «Рамблер» тогда предлагали нескольким мужчинам, но все они предпочли не рисковать карьерой. Мужчины обычно видят в такой ситуации риск, а женщины – шанс, убеждена Владимирская.

Возглавить «Рамблер» в непростое для него время она согласилась, потому что верила во внутренние резервы компании и силу ее бренда, признается Турищева, ныне вице-президент по маркетингу и развитию бизнеса  «Вымплекома». «Для меня это был вызов и интересная задача – вдохнуть новую жизнь, выстроить заново эффективную команду, привнести своей маркетинговый опыт из телекомрынка», – поясняет она. «Рамблер» и сейчас входит в список лучших площадок российского интернета, заключает Турищева.

Женщины менее циничны, им присущ эмоциональный романтизм – они убеждены, что нет безвыходных ситуаций, все можно наладить и перестроить, замечает социолог Ольга Крыштановская. Совокупность рыночных и психологических факторов заставляет женщин решиться встать во главе дела, безнадежного на первый взгляд, – и добиваться успеха, говорит социолог. Именно поэтому такое бурное развитие получили сейчас исследования феномена успешности женщин в экономике, добавляет Крыштановская.

Над пропастью

Женщины-руководители гораздо лучше умеют работать в ситуации неопределенности, убеждена Ольга Штауберг, гендиректор и совладелица ГК «Форафарм». В ее компании среди топ-менеджеров поровну женщин и мужчин, а среди линейных руководителей – 70% женщин. «Три года назад мы открывали филиал в Краснодаре, где не было ни людей, ни склада, – рассказывает она. – И мне даже в голову не пришло, что руководить запуском может мужчина. Поехать строить филиал я уговорила Валентину Клюквину, у который вообще не было навыков создания офиса с нуля». Клюквина пришла в компанию рядовым менеджером, доросла до руководителя отдела продаж в Москве и согласилась переехать на несколько лет в Краснодар вместе с семьей. Через год краснодарский филиал вышел на операционную прибыль, а через полтора достиг точки безубыточности, сейчас здесь работает 43 штатных сотрудника, поясняет Штауберг. По ее наблюдениям, у женщин лучше развита управленческая фантазия и эмоциональный интеллект: в ситуациях неопределенности они разрабатывают больше вариантов развития событий и гибче перестраиваются в случае временных неудач.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more