Менеджмент
Бесплатный
Александр Силонов
Статья опубликована в № 3151 от 25.07.2012 под заголовком: В Suzuki считают потери

Как трудовой конфликт на заводе Maruti Suzuki привел к убийству топ-менеджера

Ожесточенный трудовой конфликт на индийском заводе Maruti Suzuki, стоивший жизни одному из топ-менеджеров, грозит этой крупнейшей в Индии автомобилестроительной компании потерями в размере не менее $100 млн
Sanjit Das / Bloomberg

Обстоятельства событий, разгоревшихся в прошлую среду на заводе в городе Манесар близ Дели, до сих не выяснены до конца. 18 июля 2012 г. около 3000 сотрудников прекратили работу и напали на руководство, на заводе начался пожар. Наблюдатели отмечают, что это был самый серьезный конфликт за всю историю предприятия. В субботу руководство компании объявило локаут, заявив, что работа не возобновится, пока местные власти не завершат расследование. По словам представителей полиции, расследование может продлиться до двух недель. Кенити Аюкава, топ-менеджер японской компании Suzuki Motor, контролирующей Maruti Suzuki, говорит, что произошедшие акты насилия не повлияют существенно на выполнение планов по расширению производства в Индии, но признает, что долгосрочные перспективы местного бизнеса сейчас трудно оценить. «Сейчас мы не можем сказать, придется ли нам резко нажимать на тормоза, – сказал Аюкава. – Пока не известно, что в точности произошло. Ждем подробностей от следствия». Каждый день простоя завода означает для компании потерю по меньшей мере $9,1 млн. Затягивание локаута скажется на общих квартальных показателях Suzuki – на индийское подразделение приходится более 30% прибыли японской компании от зарубежного производства. Важно, что завод в Манесаре выпускает наиболее популярные дизельные модели Suzuki, включая хетчбэк Swift и седан Swift Dzire. Из-за разницы в ценах на топливо дизельные машины пользуются особенно большим спросом в Индии (к примеру, в Нью-Дели солярка стоит на 39% дешевле, чем бензин).

Правительство штата Харьяна поручило специальному прокурору К. Т. Тулси надзирать за ходом следствия. «Правительство хочет выявить тех, кто по-настоящему виновен, и свидетельства надо собрать очень быстро, чтобы затем с максимальной оперативностью провести суд и наказать виновных», – говорит Р. Бхаргава, председатель совета директоров Maruti. Полиция штата уже арестовала 91 человека, еще 12 представителей профсоюза объявлены в розыск. Всего на предприятии трудится 3200 человек, примерно половина из них – на основе временных контрактов.

На прошлой неделе компания сообщила, что поводом к случившемуся стала перебранка между одним из рабочих и контролером. По словам рабочих и профсоюзных лидеров, контролер позволил себе оскорбительное высказывание по поводу касты, к которой принадлежал рабочий. Однако и представители руководства компании, и полицейские отрицают эту версию. Они подчеркивают, что контролер принадлежал к касте, не входящей в традиционную индийскую кастовую систему. Рабочий принадлежал к касте «неприкасаемых», традиционно считающейся «низкой».

«На данный момент версия о кастовых разногласиях не представляется убедительной, – говорит Махешвар Даял, заместитель комиссара полиции, ответственный за расследование. – К тому же большинство лидеров профсоюза – местные уроженцы, не относящиеся к кастам кого-либо из участников конфликта». По мнению Даяла, 12 профсоюзных лидеров вступили в сговор с некоторыми рабочими и лицами, ранее уволенными с завода, чтобы начать беспорядки на предприятии. «Эти лидеры, находясь на втором этаже, вели переговоры с руководством, и они начали бить стекла и призывать рабочих на нижнем этаже к неповиновению». В результате беспорядков на территории завода возник пожар. Когда его удалось потушить, было обнаружено обгоревшее тело. У погибшего были сломаны обе руки и обе ноги. Идентифицировать погибшего удалось лишь по зубным протезам, сообщала полиция. Им оказался директор по персоналу завода Аманиш Кумар Дев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать