Статья опубликована в № 3202 от 04.10.2012 под заголовком: Личный коуч: Нерадивый полезен

Личный коуч: Мастерство управленца оттачивается при работе со «сложными» людьми

Когда я училась в школе, в нашем классе был ученик Витя Громов. Таких называют отпетыми хулиганами. Учился плохо, но главной его проблемой было поведение. Он часто вскакивал во время урока, отпускал острые и довольно смелые комментарии, на переменах дрался – порой даже со старшеклассниками. Дети его побаивались и не любили. Помню, что иногда его многострадальная мама приходила на уроки, чтобы помогать учителю справляться с сыном. Витя не единственный имел двойку по поведению. Был еще мальчик Миша – но тот держался поспокойнее, предпочитая тихое вредительство и традиционные шутки: кнопки на стуле у учителя, червяки в портфелях у девочек и т.д. В итоге Витю исключили из школы, а Миша с возрастом поумнел и перевоспитался. Знакомая история, правда? В каждом, даже очень хорошем классе обычно встречается двоечник, злостный нарушитель всех принятых правил. Классный руководитель и родители прилежных учеников стараются избавляться от хулиганов. Такая же ситуация возникает и в рабочих коллективах.

Любой руководитель стремится избавить коллектив от нерадивого подчиненного, уверенный в том, что тогда все остальные без помех будут дружно работать на общий результат. Но, может быть, от нерадивых и малоэффективных все-таки есть какая-то польза? Парадоксально, но польза действительно есть. Плохой ученик, как и слабый подчиненный, сами того не осознавая, играют в коллективе важную роль. Они воплощают в реальность запретную для большинства, но подсознательно привлекательную модель «как делать нельзя». Ученик, конечно, не хочет делать уроки, но делает. Мальчик хочет пошалить во время урока, но сдерживается. Ему не надо проверять на деле, что же случится в таком случае, накажут ли его и каким будет наказание. Он это точно знает благодаря тому самому Вите, которого постоянно ругают за несделанные уроки, которому пишут замечания в дневник и главное – с которым никто не хочет дружить за его мерзкие поступки. Бедный Витя становится материальным подтверждением тайной, теневой, «разбойничьей» фантазии любого приличного малыша, избавляя его таким образом от необходимости проверять на собственной практике все неприятные последствия шалостей, лени, нарушения школьных запретов. Кстати, именно выпускникам элитных школ, где учились в малочисленных классах только отличники и самые добропорядочные дети, в студенческое время сносило головы, и у них начинались серьезные проблемы. Они просто не имели возможности «прожить» – пусть на чужом опыте, но совсем рядом – жизнь раздолбаев, лентяев, разрушителей норм и традиций.

То же самое происходит и в рабочем коллективе. Нерадивый подчиненный подсознательно служит для большинства эффективных и дисциплинированных сотрудников четким маячком: так нельзя, иначе будет плохо, и это «плохо» всякий раз имеет конкретные формы, фразы и даже цифры. Конечно, я вовсе не призываю руководителей удерживать на работе всех бездельников и неспособных исполнителей. Но подождите резко и бесповоротно от них избавляться, особенно если у вас есть сомнения. Существует еще одна причина, по которой они приносят пользу. Вот конкретные примеры из практики моих клиентов: «Когда у нас в офисе появился вечно опаздывающий новичок, то я стал его контролировать, помогать, отслеживал его своевременный приход на работу. Тогда же я понял, что сам стал организованнее, живее, активнее, ведь я же не мог теперь позволить себе опаздывать без уважительных причин!»

«Когда ко мне в проект попал творческий, но совершенно невнимательный к деталям специалист, то я ощутил, насколько я сам научился видеть каждую мелочь, проверять каждый нюанс. Сперва мы ругались, я его пытался воспитывать, но, признаюсь, не очень успешно. Мне пришлось самому компенсировать его недостатки. А сейчас я по-своему даже благодарен небрежному коллеге за хорошую науку». «У нас в блоке информационных технологий был один интересный сотрудник, но очень плохой коммуникатор. И он как-то не хотел развиваться в этом направлении, не участвовал в тренингах, избегал презентаций. Мне приходилось ходить с ним на переговоры, переводить его умные мысли с корявого и малопонятного языка на общечеловеческий. Это вынудило меня глубоко разбираться в сути дела, слышать разные мнения, умело и просто формулировать сложные вопросы. Такой опыт я бы сам по себе вряд ли получил».

Один из ключевых навыков руководителя – развитие людей. Но направлять и помогать в развитии людям мотивированным, легко обучающимся, позитивным – дело не такое уж хитрое. Они сами нацелены на постоянный рост, сами знают, чего они хотят и как этого достичь. Истинное же мастерство управленца оттачивается как раз за счет людей сложных, негативных, с которыми надо разбираться, изучать их психологию, искать подходы.

Так значит да здравствует двоечник, саботажник и лентяй? Конечно, нет. Просто всегда выигрывает руководитель, который думает о ролях в команде, аккуратно относится к увольнениям, принимает взвешенные решения.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать