Синдром выгорания на работе перекинулся на гендиректоров крупных компаний

Синдром выгорания на работе и методы борьбы с ним обсуждаются в мире давно, но сейчас тема приобрела новое звучание. Жертвами синдрома стали практически все гендиректора крупных компаний
Fotolia/ PhotoXPress

Здоровых – четыре на сотню. 96%

американских топ-менеджеров в той или иной мере страдают синдромом выгорания, показал опрос, проведенный профессорами Гарвардской школы медицины. Треть респондентов признались, что этот синдром проявляется у них в крайней степени.

Несколько лет назад Джеймс Грин вдруг начал бояться работы. Каждое утро он с трудом вытаскивал себя из постели и тащился на нью-йоркский Пенсильванский вокзал, пытаясь по дороге придать лицу рабочее выражение, чтобы во всеоружии войти в офис рекламного интернет-агентства Giant Realm, где он работал. Но Грин был не просто рядовым сотрудником компании. Он был ее гендиректором. И чувствовал, что сгорел на работе.

Маскируют выгорание

Компании научились бороться с усталостью и синдромом выгорания у сотрудников. Но что делать, когда стойкая усталость, равнодушие к работе и недовольство жизнью из-за стресса и слишком больших объемов работы проявляются у первого лица? С этим могут столкнуться в ближайшем будущем едва ли не все компании.

«Роль гендиректора в бизнесе одна из самых уникальных. Подразумевается, что гендиректор никогда не покидает игры и ему не позволено плохо отработать хотя бы один день», – говорит Джим Хертлейн, управляющий директор хедхантинговой компании Boyden. Те же черты характера, что позволяют топ-менеджерам взлететь наверх, дают им потом возможность искусно маскировать признаки синдрома выгорания. Это прежде всего почти нечеловеческая стойкость и несгибаемость характера.

Говорящие симптомы

Тем не менее синдром выгорания определяется уже на ранней стадии по ряду симптомов: человек натянуто улыбается, пропускает тренировки в спортзале и испытывает все нарастающие чувства страха и недовольства, говорит Срини Пайли, профессор психиатрии из Гарвардской школы медицины, который изучает проблему синдрома выгорания у топ-менеджеров. «У людей с высокой степенью работоспособности и жизненной активности есть шансы победить синдром, но многие на самом деле срываются», – сожалеет Пайли.

Когда топ-менеджер оказывается во власти синдрома выгорания, его работа страдает. Хертлейн рассказывает: в его практике были случаи, когда советы директоров нанимали его для поиска кандидатов на замену сгоревшим на работе гендиректорам. Члены совета директоров не пользуются термином «синдром выгорания», но они часто описывают его симптомы. Один из верных признаков того, что гендиректор перегорел, является его внезапно возникшая страсть к микроменеджменту и фиксация на мелочах, говорит Хертлейн.

В конце 2011 г. Антонио Хорта-Осорио, гендиректор Lloyds Banking Group, неожиданно взял двухмесячный отпуск, хотя работал на занимаемой должности менее года. Источники, близко знакомые с ситуацией, заявили, что отпуск был нужен гендиректору по причине «огромной усталости», которую он испытывал. Обычно полный энергии Хорта-Осорио чувствовал себя изможденным после долгого периода работы в ритме 24 часа в сутки. Врачи порекомендовали ему сделать перерыв.

Известие о двухмесячном отпуске руководителя привело к тому, что акции Lloyds Banking Group упали в цене. Падение продолжалось еще несколько недель, пока в руководстве компании сохранялась неопределенная ситуация. Банк, правда, назначил временного гендиректора, Тима Туки, и даже объявил о наличии резервного плана действий на случай, если отпуск Хорта-Осорио еще продлится.

Хорта-Осорио вернулся на работу в январе 2012 г. и до сих пор остается гендиректором Lloyds Banking Group. Тогда, в начале 2012 г., банк объявил, что теперь несколько топ-менеджеров будут постоянно помогать Хорта-Осорио в его работе. Сейчас банк эту информацию не комментирует.

Сгоревшие на работе боссы жалуются, что не могут сосредоточиться и теряют ясность мысли. У них возникает чувство, будто происходящие события их опережают. По мнению экспертов в области медицины и менеджмента, компания может начать показывать худшие результаты работы, даже если гендиректор изо всех сил пытается принимать правильные решения и грамотно управлять персоналом.

HR-отделы часто ошибочно делают вывод, что синдром выгорания возник не только у гендиректора, но у всей управляющей команды, говорит Кэтлинг Мэйю, глава подразделения по консалтингу в сфере поведенческих факторов здоровья консалтинговой компании Aon.

Кругосветка поможет

Грин – специалист по выводу бизнеса из кризиса. 10 лет подряд он реанимировал компании, готовя их к продаже, увольняя сотни сотрудников и выполняя все требования инвесторов. Работа опустошила его. Но он держал это в себе. «Если вы хотите быть настоящим лидером, не отпускайте на волю свои эмоции», – говорит он.

Однако настал момент, когда 51-летний топ-менеджер понял, что пора заняться накопившимися проблемами. В 2010 г. он продал Giant Realm и на год отправился в дальнее плавание по Атлантическому океану, взяв с собой жену и двоих детей. Вернувшись, он быстро нашел новую работу. Теперь Грин – гендиректор Magnetic Media Online, рекламной интернет-компании в Нью-Йорке. Он говорит, что годовое путешествие позволило ему восстановить силы. «Я вернулся домой, полный желания работать», – поясняет он.

Дастин Снелл, основатель и гендиректор Network Automation, фирмы по разработке программного обеспечения для автоматизации бизнес-процессов в компаниях, весь 2010 год проработал в напряженном графике. В какой-то момент ему стало казаться, что он «бегает по кругу». Он не осмелился сразу признать свое состояние синдромом выгорания. Но в январе 2011 г. внезапно ушел из компании, взял годовой отпуск и половину его провел со своей недавно родившейся дочерью. Сейчас 37-летний Снелл вернулся обратно в компанию и вновь собирается занять пост гендиректора. Он говорит, что отпуск помог ему по-новому взглянуть на работу.

Вас предупреждали

Многие топ-менеджеры мечтают уйти в длинный отпуск и отправиться в путешествие. Однако перемена обстановки далеко не всегда исцеляет синдром выгорания, утверждает Габриэла Кора, психиатр и автор книги «Управление под давлением» (Leading Under Pressure). Среди ее пациентов попадаются топ-менеджеры, и она советует им побольше спать, заниматься спортом и в некоторых случаях принимать лекарства, по большей части антидепрессанты.

Предупреждение развития синдрома выгорания – одна из важных тем мастер-классов для топ-менеджеров, которые организует Гарвардская школа медицины. Джон Дейвис, профессор менеджемента школы и председатель программы Crossroads («Перекрестки»), говорит, что многие руководители не умеют регулировать уровень усталости и стресса. Более того, большинство из них считают, что не могут хотя бы на секунду сойти с беговой дорожки, чтобы решить свои проблемы, добавляет он: «По складу характера эти люди очень ответственны. Они верят, что не только нужны другим, но еще и незаменимы».

Фриц ван Паасшен, гендиректор Starwood Hotels & Resorts Worldwide, ежегодно проводит шесть месяцев в разъездах по миру. Он понимает, что жизнь на чемоданах может привести к синдрому выгорания. Чтобы не слишком сильно уставать и сохранять позитивное мироощущение, он никогда не назначает в командировках встреч ранним утром, придерживается вегетарианской диеты, редко пропускает тренировки в спортзале и по возвращении из путешествия работает один день дома. «Энергия берется непонятно откуда. Словно вытягиваешь ее из каких-то резервов организма», – говорит 52-летний Паасшен. «Но рано или поздно ее придется восстанавливать», – добавляет он.