Санкции привели к росту спроса на юридические и консалтинговые услуги

М.Стулов/ Ведомости

Начиная с марта этого года - первых дней введения санкций - Russia Consulting стала консультировать иностранцев по исполнению санкционного режима, рассказывает представитель компании Сергей Сумленный. «Услуга сразу начала пользоваться спросом, - вспоминает он. - Так как нарушение санкций может приводить к катастрофическим последствиям - вплоть до штрафов от $1 млн и тюремного заключения на срок до 30 лет (законодательство США), в Германии за сознательное нарушение санкций предусмотрено тюремное заключение на срок до 10 лет. При этом наказуема даже халатность».

Обезопасить тех, кто исполняет санкции

Сумленный поясняет, что в ходе первого уровня проверки специалисты его компании помогают клиенту понять, должен ли он вообще соблюдать санкционный режим: «Например, дочерние компании европейских или американских фирм не обязаны следовать санкциям, а филиалы и представительства должны». По его словам, также санкциям обязаны следовать граждане ЕС и США, поэтому генеральный директор компании, если он гражданин, например, Германии, не может заключать договор с фирмой, находящейся в списке санкций ЕС, даже если сама компания, будучи российским юрлицом, теоретически может с ней работать. Или, например, если иностранная компания имеет простое представительство в США (не дочернюю компанию), то она обязана соблюдать американский санкционный режим. Есть и другие особенности режимов, поэтому компаниям нужно быть особенно осторожными и консультироваться у специалистов.

В Russia Consulting анализируют ситуации, когда сделка теоретически легальна, но может нести репутационный риск. «Например, европейским компаниям, имеющим партнеров среди американской оборонной промышленности, мы бы рекомендовали соблюдать и американский санкционный режим, даже если это не требуется с точки зрения закона. Если там видят, что компании нужно соблюдать санкционный режим, начинают проверять ее бизнес-контакты», - поясняет представитель компании.

«Нужно понимать, что санкции ЕС и США прямо запрещают любые экономические контакты не только с компаниями и частными лицами из списков, но и с любыми фирмами, принадлежащими этим компаниям и лицам на 50% или более, - говорит Сумленный. - Именно поэтому так важно проверять структуру собственности бизнес-контактов компании». Для проверки контактов клиентов IT-департамент компании разработал собственный поисковый движок. С его помощью сотрудники компании могут проверить структуру собственности компаний клиентов и сравнить ее с базой данных по санкциям США, ЕС, Канады и других стран. Полученные результаты дополнительно анализируются вручную - например, если нужно оценить степень репутационных рисков или исключить совпадения фамилий. На основании проверки клиенту выдается заключение и рекомендации, как поступать дальше (например, в случае потенциальных репутационных рисков).

В последние недели в компании наблюдают резкий рост интереса к услуге, так как в санкционные списки попадает все больше и больше компаний, имеющих разветвленную структуру дочерних предприятий. Объем каждого конкретного заказа сильно зависит от размера компании: чем крупнее компания, тем больше у нее контактов и тем более объемной должна быть проверка. В среднем услуга консультирования представительства европейской компании среднего бизнеса с типичным количеством контактов в России стоит от 1000 до 2000 евро.

Группа компаний Russia Consulting работает в России больше 10 лет и располагает штатом более чем в 400 сотрудников в России, на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Германии и Польше. Основным ее бизнесом является бухгалтерское, налоговое и IT-консультирование. «Чтобы сделать возможным такое консультирование, мы создали специальную рабочую группу, состоящую преимущественно из специалистов IT-департамента и правового департамента, причем в нее включили юристов как с американским, так и с немецким сертификатами, - рассказывает Сумленный. - Всего в группе работает около 10 человек, она напрямую подчиняется генеральному директору».

Помочь экспатам

«В новом санкционном списке ЕС наверняка окажутся громкие имена живущих в Великобритании российских олигархов и других людей, которые извлекли выгоду из посткоммунистической экономики «Дикого Запада», - пишет The Times. Но вряд ли, по мнению британских журналистов, они спокойно будут этого ждать. Поэтому санкции, усилившиеся после катастрофы с “Боингом”, могут стать для лондонских юристов неплохим подспорьем к заработку: клиенты спешно обращаются к ним за юридическими консультациями, пишет издание. По словам Кристофера Коффина, руководящего партнера отдела СНГ в юридической фирме Withers, люди интересуются, что можно предпринять для смягчения негативных последствий, если в будущем они подпадут под санкции. Как отмечает Питер Кэдмен, партнер фирмы Russell-Cooke, проживающие в Лондоне россияне и выходцы из других стран СНГ выводят деньги в Южную Америку и Африку. Другие юристы, опрошенные The Times, говорят о Швейцарии, Монако и Дубае. Активы попавших в санкционный список людей будут заморожены, а их ежемесячные расходы ограничены суммой в 2200 фунтов, отмечает газета. Авторы материала предостерегают, что нельзя будет прямо или косвенно предоставлять российским экспатам экономические ресурсы без разрешения правительства Великобритании.

Поддержать тех, против кого санкции направлены

«До сих пор притока запросов по обходу санкционных ограничений от российских компаний мы не наблюдали», - говорит Матвей Протасов, адвокат департамента «Защита бизнеса» московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры». Он напоминает, что на днях секторальные санкции коснулись крупнейших российских банков. По его словам, в скором времени такие запросы точно будут.

«К нам никто не обращался с подобными вопросами. Может быть, к кому-то и обращаются, - комментирует ситуацию управляющий партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Андрей Гольцблат. - Предугадать, в отношении кого будут распространены санкции, достаточно сложно. Создавать специальную практику или нанимать людей для этого мы не будем». Впрочем, по его словам, уже сегодня в его компанию часто обращаются по вопросу применения санкций, правда - не те, против которых санкции объявлены напрямую. «И здесь действительно много работы, потому что есть огромное количество компаний, которые не находятся в санкционном списке, но тем не менее связаны профессиональными и деловыми отношениями с компаниями, которые в списке находятся. Вот им как раз и нужна помощь», - поясняет Гольцблат.