Менеджмент
Бесплатный
Елена Горелова

«Ферма братьев Чебурашкиных» доказала отсутствие родства с Чебурашкой Успенского

В сентябре владельцы «Фермы братьев Чебурашкиных» выиграли патентный спор за право использовать свою собственную фамилию в названии бренда молочных продуктов
Владислав (справа) и Станислав Чебурашкины развили семейный бизнес в новом направлении
Личный архив
Жирность и доверие. 380

кг молочных продуктов в год потребляет каждый россиянин

500

кг - на душу населения - жители развитых стран Россияне с высоким социально-экономическим статусом - самые активные потребители молока, по данным опроса «Росиндекс» компании Synovate Comcon. Выбирая марку, такие покупатели ориентируются на натуральность (71%), жирность (37%) и доверие к бренду производителя (36%).

В названии компании братья Владислав и Станислав Чебурашкины использовали собственную фамилию. Они создали бизнес вместе с отцом Георгием Чебурашкиным: он родился за 25 лет до появления ушастого персонажа, которого придумал писатель Эдуард Успенский, говорит Владислав, генеральный директор компании.

Уши не торчат

Однако начиная с 2011 г. владельцы фермы безуспешно пытались зарегистрировать бренд в разных вариантах: «Чебурашкин продукт», «Ферма братьев Чебурашкиных» и проч. Патентное ведомство отклоняло их заявки.

Товарный знак «Чебурашка» по нескольким классам продуктов принадлежит Успенскому с 90-х гг. Писатель уже выигрывал патентные споры с производителями, пытавшимися использовать это слово. Но на этот раз в Роспатенте пришли к заключению, что «Ферма братьев Чебурашкиных» не ассоциируется с ушастым персонажем и «не использует его репутацию». Поэтому товарный знак будет зарегистрирован.

Успенский ничего не слышал о заключении Роспатента, как рассказал писатель «Ведомостям». Он уточнил, что с этой историей будут разбираться его юристы.

Ошибки с навозом

Заняться производством молока братья решили еще в начале 2000-х. Сейчас холдинг состоит из четырех ферм и завода в Подмосковье, способных производить и перерабатывать 100 т молока в день. Вырос он из другого семейного бизнеса - норильской компании «Нординвест», которую создал старший Чебурашкин. Именно отец предложил сыновьям развивать фермерское направление. И теперь семья владеет компанией с годовой выручкой около 350 млн руб.

Чебурашкины начали с того, что купили долю в полуживом колхозе. Инвестиции в развитие хозяйства «Смычка» в Сергиево-Посадском районе составили $15 млн. Это средства семьи, заработанные на сервисе по переработке отходов горного производства, объясняет Владислав. Отцовские деньги потратили на закупку коров, оборудования и восстановление полей и ферм. В 2004 г. Чебурашкины приобрели второе хозяйство - «Дубна плюс» в Дмитровском районе, в 40 км от первого.

Руководителем фермы семья назначила Владислава. Хотя он учился в Бостоне, где получил степень MBA, в управлении сельским хозяйством поначалу мало что понимал. А ведь ему предстояло построить молочное дело полного цикла.

Первую партию коров из Венгрии завозили поздней осенью. «Коровы прибыли беременные, нам предрекали потерю 30% поголовья», - вспоминает Владислав. Но ветврач, зоотехник и рабочие так постарались, что практически все коровы и телята выжили.

Еще один прокол вышел с оборудованием коровника. Каждая корова производит в день около 60 кг навоза. Трубу, которая должна его выводить из помещения, при строительстве заложили неправильно, зимой она промерзла и ферму завалило навозом. Пришлось выгребать его с помощью трактора и переделывать «канализацию».

Надои с вендинга

Поначалу фермеры зарабатывали на продажах сырого молока крупным переработчикам - «Вимм-билль-данну» и др. Но в 2010 г. компания начала терпеть убытки: конкуренция на рынке выросла, и заводы стали закупать молоко по убыточной цене в 10 руб. за литр.

Тогда Чебурашкины придумали торговать молоком через вендинговые аппараты. Идею привез из Италии Иван Соломаха, школьный приятель Владислава. Для этого проекта братья в доле с Соломахой создали компанию «Живой поток». Разработали дизайн молокоматов под брендом «А-молоко» с пластиковой коровой на крыше. Каждое утро в автомат загружается свежее молоко: покупатель наливает его в стерильную бутылку, которую выдает тот же автомат. В 2011 г. молокоматы устанавливали прямо на улицах - на железнодорожных станциях и в других людных местах. Позже они появились в супермаркетах и ТЦ.

Со временем ассортимент у Чебурашкиных расширился. Молокоматы переоборудовали так, что на витринах можно красиво разместить творог, кефир, сметану, йогурты разных вкусов. Приумножив богатство выбора, фермеры увеличили и выручку с каждого автомата с 200 000 до 360 000 руб. в месяц.

На долю вендинга приходится 10-15% оборота компании, хотя работающих молокоматов всего 35. Автоматы «А-молоко» прижились в основном в подмосковных городах - Лобне, Королеве, Дмитрове, Дубне. В Москве некоторые точки, например в ТЦ «Рио», пришлось закрыть. Причин несколько. Либо точки оказались неудачными, с низким трафиком, либо пострадали от борьбы, которую Москва ведет с ларьками, рассказывает Владислав.

Именно молокоматы помогли компании выстоять в трудные времена. Только на них в 2013 г. она заработала 100 млн руб.

На подъеме чувств

Мелкие и средние фермеры в условиях введения санкций получают редкий шанс выйти на рынок и занять свою нишу, убежден Андрей Даниленко, председатель правления отраслевого Союзмолока.

Фермерам, которые выводят на рынок продукты, повезло: у потребителя подъем патриотических чувств, санкции освободили место на полках, подтверждает Андрей Голубков, руководитель пресс-службы «Азбуки вкуса». Раньше сети опасались работать с фермерами из-за нестабильного качества продуктов и перебоев в поставках. Но сейчас «Азбука вкуса» готова контролировать качество сама: появилась своя лаборатория, которая этим займется.

«Мы уже заключили договор и на поставку продукции Чебурашкиных, у них настоящее вкусное молоко с ограниченным сроком годности, - замечает Голубков. - Из других брендов, которые будут конкурировать в сегменте качественных молочных продуктов, можно назвать «Рузское молоко», «Завтрак на траве», «Это лето», «Углече поле».

Возможно, отрасль пойдет в рост за счет повышения спроса на молоко и снижения доли производителей, попавших под санкции, полагает Андрей Кривенко, основатель компании «Избенка», которая торгует свежими молочными продуктами фермерских хозяйств. Розничную сеть Кривенко начал строить в 2009 г., открывая торговые прилавки в супермаркетах и павильонах у метро.

Деревенский кластер

В сентябре начал работать завод в подмосковной деревне Ольявидово, который Чебурашкины построили с нуля. Сейчас он производит 19 наименований молочных продуктов. Завод расположен недалеко от фермы, что делает логистику более эффективной. Фермеры рассчитывают, что год спустя он будет приносить прибыль в 90-120 млн руб. ежемесячно.

Молоко от Чебурашкиных в рознице будет стоить 120-140 руб. за литр. Ведутся переговоры с 10 сетями (в том числе с «Бахетле», Spar, «Викторией») о поставке всей линейки продуктов. За последний месяц интерес к продукции у ритейлеров заметно возрос, замечает Владислав Чебурашкин. Фермеры планируют, что их продукция окажется на полках 1000 магазинов уже через полгода.

Всего на производстве у Чебурашкиных занято 300 человек. Чтобы привлечь и удержать специалистов, они построили возле завода жилой дом на 24 квартиры, финансируют детский сад, отремонтировали больницу. Сам Владислав живет поблизости, в Сорочанах, что тоже упрощает логистику и ускоряет бизнес-процессы - доставку гендиректора на завод каждое утро.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more