Как создавалась штаб-квартира “Лаборатории Касперского”

Спроектированная по международным стандартам штаб-квартира получилась элегантной и сдержанной

О том, что “Лаборатория Касперского” занимается защитой пользователей от киберугроз, знают многие. Она оперирует в 200 странах и входит в четверку крупнейших мировых компаний своего профиля. Но мало кто знает, что у “Лаборатории Касперского”, как и положено большой международной корпорации, есть миссия. “Мы здесь, чтобы спасти мир”, - скромно заявляют русские программисты.

Только в Москве над этой задачей трудятся 1800 сотрудников. И они нуждаются в очень комфортных условиях для работы. Поэтому не так давно компания переехала новый офис в бизнес-центре “Олимпия Парк” (Ленинградское шоссе, 39а). Штаб-квартира занимает два здания по восемь этажей каждый, общая ее площадь - 30 000 кв. м.

К декору нового дома “Лаборатория Касперского” подошла предельно рационально: вначале провели тендер среди архитектурных бюро.

“Мы искали не просто дизайн-бюро, а компанию, которая предложит комплексный подход: высокий уровень архитектуры и эффективное планировочное решение, - говорит Олег Иваненко, директор по управлению недвижимостью "Лаборатории Касперского". - Это сложнее, чем просто дизайн интерьера. В тендере участвовало шесть компаний, победило бюро ABD architects”.

Техническое задание для архитекторов сформулировали методом от противного: “Мы не хотим офис, как у Google”. Китч и мозаичность пространства оказались не близки корпоративному духу “Лаборатории Касперского”, они хотели цельный, по последнему слову техники интерьерный дизайн, не слишком скучный, но и не чрезмерно навороченный.

“Мы искренне разделяли взгляды наших заказчиков, - комментирует Денис Кувшинников, директор департамента интерьеров ABD architects. - Офис нужен для работы. Жестоко требовать от людей жить в офисе, для этого у каждого есть дом. А офис - для продуктивного труда”.

Старый офис “Лаборатории” имел кабинетную систему, в каждой комнате сидел отдел или рабочая группа. В новых помещениях решили перейти к открытой планировке с минимальным количеством кабинетов. Площадь каждого этажа - 2700 кв. м, и это пространство практически полностью открыто. Коммуникации внутри рабочих групп и департаментов не встречают барьеров в виде стен, лестниц, лифтов, на перемещения внутри офиса люди тратят минимум времени.

Один из недостатков подобной планировки - шум. Вопрос шумоизоляции стоял настолько остро, что архитекторы водили заказчика на свои предыдущие объекты (в частности, в штаб-квартиру Siemens), чтобы показать и доказать, что проблема решается с помощью специальных отделочных шумопоглощающих материалов. В зонах неформального общения (кафе, патио) установлена мебель со звукопоглощающей обивкой. Эти на первый взгляд небольшие ухищрения, но выдержанные повсеместно, дали результат. Все, кто хоть раз бывал на рабочих этажах “Лаборатории Касперского”, отмечают невероятную, непривычную для такого большого офиса тишину. Надо сказать, что этому способствуют не только архитектурные приемы, но и сами сотрудники. Теперь, если им надо обсудить личные проблемы, они идут на улицу, в кафе или переговорные комнаты, которых на каждом этаже в достатке.

“Лаборатория Касперского” старается поддерживать имидж открытой компании, и это проявилось даже в интерьерном дизайне. В кабинетах руководителей установлены рабочие столы, которые одновременно можно использовать как переговорные. Стены кабинетов стеклянные, то есть общее пространство все равно остается открытым. Руководители среднего и высшего уровня много времени проводят вне своих кабинетов. Поэтому было принято решение, что в их отсутствие в комнатах будут проходить переговоры и встречи. Это международная тенденция пока еще не сильно распространена в России, но в “Лаборатории” она показала свою эффективность. (Кстати, кабинет отца-основателя “Лаборатории” Евгения Касперского по размерам и отделке мало отличается от кабинетов топ-менеджеров. Разве что для переговоров его не используют.)

Ключевой отдел компании - так называемая вирусная лаборатория: ее сотрудники ведут непрерывный мониторинг и анализ новых вредоносных программ. В шутку это подразделение называют центром управления полетами. Работа в нем идет круглосуточно.

От других помещений отдел отгорожен прозрачными цельностеклянными перегородками. Издалека он напоминает космический корабль. Для более тесного взаимодействия сотрудников внутри установлен удобный круглый стол, позволяющий каждому общаться с максимальным числом людей и видеть максимум мониторов одновременно. В темное время суток подсвеченная круглая конструкция видна даже с эстакады Ленинградского шоссе.

Предельно серьезно отнеслись заказчики и архитекторы к проблемам энергосбережения. Панорамное остекление способствует естественному и комфортному освещению и позволяет экономить на электрическом свете. Для охлаждения офисного центра обработки данных, который содержит порядка 400 серверов, применяется система free cooling. Ее особенность состоит в том, что при отрицательной температуре на улице система использует естественный наружный воздух для охлаждения серверов и поддержания нужной температуры в помещении, где они стоят. Еще одно экологичное решение - так называемые зеленые парковки: специальные парковочные места для электромобилей с возможностью их подзарядки.

По-западному отнеслись и к нерабочему времени сотрудников. На территории офиса построили спортзал и танцевальную студию, для поощрения спортивного образа жизни сделали закрытую велопарковку. Из огромных окон открывается впечатляющий вид на 50-метровый олимпийский бассейн “Динамо”, а также два футбольных поля, водный Канал имени Москвы и пляж с площадками для волейбола.

Отдельного рассказа заслуживает зона reception, которую ABD architects создавали совместно с международным архитектурным бюро Gensler. Здесь расположился “музей” с передвижными стендами для временных выставок. Конфигурацию стендов, как и экспонаты на них, можно легко менять.

В центре помещения недавно установили скульптуру “Триумфальный слон” авторства Сальвадора Дали - Евгений Касперский купил ее на аукционе в Лондоне. Причудливая фигура слона с контрастно массивным телом и тонкими хрупкими ногами символизирует скоротечность времени и тонкость границы между прошлым и настоящим. На спине животного - трубящий золотой ангел, образ-метафора богатства и процветания. Сюрреалистическая скульптура отлично вписалась в геометрически выверенное пространство.

В итоге офис “Лаборатории Касперского” получился оптимальным. И в этом году его наградили премией конкурса Best Office Awards 2014. Продуманная планировка, сдержанные и благородные отделки стен, удобства для сотрудников и общий выдержанный стиль, который не стыдно продемонстрировать заказчикам и партнерам, а также безусловно удачное расположение - все вместе еще больше усилило позиции компании.

Это тот случай, когда офис в хорошем смысле не похож на другие отечественные корпоративные штаб-квартиры. “Самый обычный европейский офис IT-компании” - так известный блогер “Оттенки Серого” озаглавил свой пост о нем. Он поместил на странице неподписанные фотографии и попросил читателей угадать, в какой стране офис находится. То, что он - в России, угадывали примерно с 26-й фотографии из 35 помещенных в блоге. Самые прозорливые угадывали раньше: “Я понял, что компания российская, на шестой фотке. Две симпатичные (даже красивые) девчонки не могут сидеть в европейском офисе рядом. Ну, одна, и не очень страшненькая - да. Но чтобы такая роскошь...”