Чему винодел в восьмом поколении может научиться в винной бизнес-школе

Когда у тебя в роду восемь поколений виноделов, кажется, узнать новое о вине невозможно. Но Лоренцо Зонин не важничает и не устает учиться

«Я жажду глобальных масштабов. Итальянская винная индустрия главным образом сосредоточилась на производстве. Ей недостает общего видения международного рынка», - говорит 39-летний Зонин, сейчас работающий послом вина в штаб-квартире компании Casa Vinicola Zonin в области Венето на северо-востоке Италии.

Президент компании Джанни Зонин давно слышал о стремлении племянника расширить бизнес. Специально для него он нашел магистерскую программу менеджмента в области виноделия. Ее предлагает базирующаяся в Париже OIV (Международная организация виноградарства и виноделия). И Зонин-младший, который тогда работал в Barboursville Vineyards (Вирджиния, США) на единственном из девяти виноградников группы вне Италии, в 2002 г. вернулся в Европу, чтобы приступить к обучению.

У него за плечами уже был диплом инженера и трехлетние курсы сомелье. Но 18-месячная программа OIV оказалась для него настоящим вызовом.

Вызов наук

«Требуется бегло общаться на английском и французском, уделять курсу много времени и быть мобильным. Обучение проходит более чем в 20 странах. Так что пришлось оставить работу ради напряженного штудирования множества предметов - от химии до финансов», - вспоминает он.

Курс дал Зонину то видение глобального рынка, которого он так хотел. За полтора года он пообщался с профессионалами на винодельнях Аргентины, Чили, Германии, Греции, был на разных континентах в университетах, сотрудничающих с программой OIV. В итоге получилась качественная смесь теории и практики, вспоминает Зонин. Еще одним плюсом стал доступ к кругу общения выпускников OIV и новые друзья.

Одним из самых полезных оказалось знакомство со стратегией различных винных компаний - от небольших семейных бизнесов до крупнейших алкогольных концернов. Зонин отмечает, что в семейном бизнесе менеджмент устроен совсем иначе, чем в международных холдингах: «Семейные ценности порой входят в противоречие с ценностями, принятыми в гигантах. Например, [в компаниях вроде наших] долгосрочные решения всегда превалируют над краткосрочными».

Особенность виноделия - множество компаний отрасли являются небольшими семейными предприятиями. Так, винодельня Zonin работает с 1821 г. На ней сейчас трудится 550 человек. В 2013 г. оборот составил 154 млн евро. Это крупный бизнес по сравнению с другими итальянскими семейными винодельнями, но лилипут на фоне международных компаний.

Зазвать сомелье

Найти свое место в компании с многовековой историей само по себе вызов. А радикальные перемены вообще не рассматриваются в семейном предприятии как цель.

В 2005 г. Зонин, который первым получил диплом по менеджменту в виноделии, добился назначения себя послом вина - это новая должность в компании, где ему очень пригодились навыки международного маркетинга, полученные на курсе.

Профессия по продвижению вина из семейных погребов Италии и Вирджинии кажется весьма заманчивой. Но она не так проста. Нелегко убедить знатоков, к мнению которых прислушиваются, попробовать новое вино. Одна из уловок - зазвать сомелье и потенциальных клиентов на тур по кухне Италии разных регионов с сопутствующей дегустацией.

Курс позволил Зонину лучше понять, что же удовлетворит его амбиции в рамках семейного предприятия: «OIV расширила мои горизонты, я лучше представляю, какое вино хочу делать».

Восемь лет назад Лоренцо получил в собственность небольшую винодельню в Маремме (Тоскана). Из заброшенного участка земли, 2 га на котором занимал старый виноградник, обветшалого дома и хозяйственных построек не в лучшем состоянии Зонин создал Podere San Cristoforo - хозяйство на 45 га, где производит собственное биодинамическое вино. «San Cristoforo - моя мечта, воплощающаяся в жизнь. Я счастлив работать послом вина всей семьи и в то же время производить вино, которое характеризует меня лично. Вино - моя страсть и жизнь», - говорит он.

Страсть Зонина к знаниям о вине еще не угасла. В начале года он пошел на курсы Institute of Masters of Wine. Один знаток вина и писатель охарактеризовал их как «мазохистские», настолько строго там подходят к образованию. Летом Зонин провалил экзамены. Не было достаточно времени на учебу, оправдывается он. Через пару лет он снова намерен записаться на этот курс и успешно его пройти.