Статья опубликована в № 3744 от 24.12.2014 под заголовком: Благотворители без денег

В связи с кризисом в России предпочитают заниматься благотворительностью без денег

Многие компании пересматривают социальные инициативы
А. Таранин
Позвать на ярмарку. 550350

руб. собрала благотворительная ярмарка в «Мегафоне», которая впервые прошла в головном и столичном офисах 12 декабря 2014 г. В компанию приехали представители 15 благотворительных организаций Москвы - они привезли с собой много самодельных сувениров. Особой популярностью у сотрудников пользовались скворечники фонда «Вверх» (их раскупили за 11 минут после начала работы ярмарки), а также кружки и тарелки с изображением козы, нарисованной в фирменных цветах «Мегафона». За пять часов ярмарки сотрудники компании пожертвовали больше полумиллиона рублей. Деньги пойдут фондам на их конкретные благотворительные проекты. В ярмарке принимали участие художественный центр «Дети Марии», благотворительные фонды «Вверх», «Дети наши», «Футбол - детям», «В твоих руках» и «Измени одну жизнь» (помогают детям в детских домах), РБОО «Ковчег», проект «Наивно? Очень!», «Дорога в мир» (помогают семьям с детьми-инвалидами), фонды «Детские сердца», «Адвита», «Помоги орг», «Адреса милосердия», «Живой» (лечение детей и взрослых с тяжелыми заболеваниями). Ярмарка организована при помощи благотворительного собрания «Все вместе».

Компания Watcom Group поздравляет партнеров с Новым годом открыткой. «Наша компания перечислила сувенирный бюджет в помощь детям с ограниченными возможностями, - говорится в поздравлении. - В знак благодарности воспитанники центра творческого развития «Старт» дарят вам свой рисунок».

«Несколько лет назад была запущена акция «Благотворительность вместо сувениров», которую курировала благотворительная организация CAF Russia, - рассказывает Людмила Новиченкова, директор по маркетингу и коммуникациям Synovate Comcon. - Потом инициатива ушла в свободное плавание. Сейчас официально нет организации, которая бы ее развивала, считала объем привлеченных в благотворительность средств. Каждая компания присоединяется к ней по собственному желанию».

Судьбоносный бюджет

Многие опрошенные «Ведомостями» компании отказались называть суммы, которые они тратят на благотворительность, чтобы избежать сравнений. И почти все заверили, что в 2014 г. их бюджеты на эти цели из-за кризиса отнюдь не уменьшились. Впрочем, нашлись и те, кто на условиях анонимности честно признался, что они в этом году были вынуждены отказаться от благотворительности: поддерживать те или иные социальные инициативы становится все труднее.

«Ситуация просто катастрофическая, суммы пожертвований сократились почти в два раза, компании жалуются, что из-за кризиса они в буквальном смысле слова уже не тянут социальные программы», - сокрушается Наталия Атрощенко, замдиректора центра «Старт». Сама она еще не так давно работала начальником отдела в банке, получала приличную зарплату и параллельно занималась волонтерством. В какой-то момент директор центра убедил ее сосредоточиться исключительно на благотворительности и позвал работать к себе. Зарплата, конечно, оказалась меньше, но Наталия не усомнилась, что сделала правильный выбор.

«У нас бюджет на сувениры никогда не был огромным, - рассказывает Новиченкова. - Собственно, поэтому эти деньги и не попали под сокращение на следующий год - сумма не настолько значима для компании, чтобы отказывать кому-то в помощи».

«Бюджет и программы нашего фонда окончательно формируются в феврале, - говорит Татьяна Гвилава, президент благотворительного фонда «Система». - Сейчас мы работаем в штатном режиме и надеемся, что все программы и проекты нашего фонда, запланированные на следующий год, будут реализованы».

«В 2014 г. благотворительный бюджет «Мегафона» составил 150 000 000 руб., в 2015 г. мы не планируем снижать расходы», - констатировал Масим Мотин, руководитель по социальным программам и спецпроектам компании «Мегафон».

Дети в приоритете

Synovate Comcon и Watcom Group переводят средства центру «Старт» (г. Яхрома Московской обл.), который занимается творческим развитием и социализацией детей-сирот.

«У нас приоритетным направлением является помощь воспитанникам детских учреждений, - рассказывает Игорь Боровиков, основатель и председатель совета директоров группы компаний Softline. - Мы передаем им компьютеры, хозяйственно-бытовые товары, канцтовары, наборы для творчества, спортивный инвентарь». Softline также спонсирует IT-олимпиады и другие мероприятия, рассчитанные на школьников и студентов. «Мы награждали стипендиями лучших студентов российских вузов, оказывали финансовую поддержку ветеранам войны, адресно помогали в лечении детей и взрослых и приобретали для них реабилитационное оборудование», - говорит Боровиков.

Деньги на благотворительность в Softline берутся из прибыли. Они закладываются при планировании IT-проектов, а также разного рода мероприятий. Например, часть средств, вырученных от продажи билетов на организованный Softline слет IT-специалистов, традиционно направляется в детские и медицинские учреждения Калужской области. «Так, в прошлом году мы помогли оборудовать класс информатики и игровые комнаты в детском санатории для больных туберкулезом», - уточняет Боровиков.

Подарить время

Боровиков признает, что из-за сложившейся в этом году экономической ситуации в 2015 г., возможно, придется жертвовать меньше денег. «Но корпоративная социальная ответственность - это не только и не столько деньги, - отмечает он. - Коллеги готовят подарки, приезжают к своим подопечным, решают возникающие проблемы. В гораздо большей степени - это время».

«Мы приложили максимум усилий для привлечения всех сотрудников компаний АФК «Система», топ-менеджмента и наших партнеров в проекты фонда, - говорит Гвилава. - Например, сформировали из их числа волонтерский центр. Сегодня это очень важно - думать не только о финансировании проектов, но и об участии в благотворительности людей, готовых отдавать свои силы, время и энергию на благо других».

Второй год подряд в офисах компании «Мегафон» устанавливают «добрую елку». Ребята из детских домов мастерят небольшие сувениры и новогодние игрушки и оставляют на поделке информацию о том, что они хотели бы в подарок на Новый год. Любой сотрудник «Мегафона» может взять с «доброй елки» поделку ребенка и стать для него персональным Дедом Морозом, рассказал Мотин. В этом году в офисах дочерних структур компании установлено 10 елок, на которых было развешено 570 детских поделок.

«Многие компании, конечно, изыскивают возможности, чтобы если не деньгами, то любым другим способом продолжить заниматься благотворительностью, - говорит Атрощенко из «Старта». - Но на своем опыте скажу, что и любая другая деятельность - будь то социализация детей или визит волонтеров в детский дом с праздничной программой - тоже становится труднодостижимой. В условиях, когда в компаниях сокращают целые отделы и люди либо оказываются в поиске новой работы, либо берут на себя обязанности уволенных коллег, многим уже не хватает ни времени, ни сил на что-либо еще».

Искать за границей

Практически всем фондам в нынешних условиях приходится либо что-то делать своими силами, либо искать спонсоров не только в России. «В этом году у нас были некоторые отставания в плане привлечения средств по сравнению с 2013 г., но мы все равно вышли в плюс, - рассказывает Фаина Захарова, президент фонда «Линия жизни». - Наша стратегия на 2015 г. - диверсифицировать источники финансирования. Так, сейчас мы развиваем специальную программу для наших соотечественников, проживающих за рубежом, - организовываем для них встречи с известными литераторами, кинематографистами, редакторами и т. д. - и все деньги, вырученные от продажи билетов, книг, картин, перечисляем на лечение детей».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать