Статья опубликована в № 3744 от 24.12.2014 под заголовком: Благотворители без денег

В связи с кризисом в России предпочитают заниматься благотворительностью без денег

Многие компании пересматривают социальные инициативы
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
А. Таранин
Позвать на ярмарку. 550350

руб. собрала благотворительная ярмарка в «Мегафоне», которая впервые прошла в головном и столичном офисах 12 декабря 2014 г. В компанию приехали представители 15 благотворительных организаций Москвы - они привезли с собой много самодельных сувениров. Особой популярностью у сотрудников пользовались скворечники фонда «Вверх» (их раскупили за 11 минут после начала работы ярмарки), а также кружки и тарелки с изображением козы, нарисованной в фирменных цветах «Мегафона». За пять часов ярмарки сотрудники компании пожертвовали больше полумиллиона рублей. Деньги пойдут фондам на их конкретные благотворительные проекты. В ярмарке принимали участие художественный центр «Дети Марии», благотворительные фонды «Вверх», «Дети наши», «Футбол - детям», «В твоих руках» и «Измени одну жизнь» (помогают детям в детских домах), РБОО «Ковчег», проект «Наивно? Очень!», «Дорога в мир» (помогают семьям с детьми-инвалидами), фонды «Детские сердца», «Адвита», «Помоги орг», «Адреса милосердия», «Живой» (лечение детей и взрослых с тяжелыми заболеваниями). Ярмарка организована при помощи благотворительного собрания «Все вместе».

Компания Watcom Group поздравляет партнеров с Новым годом открыткой. «Наша компания перечислила сувенирный бюджет в помощь детям с ограниченными возможностями, - говорится в поздравлении. - В знак благодарности воспитанники центра творческого развития «Старт» дарят вам свой рисунок».

«Несколько лет назад была запущена акция «Благотворительность вместо сувениров», которую курировала благотворительная организация CAF Russia, - рассказывает Людмила Новиченкова, директор по маркетингу и коммуникациям Synovate Comcon. - Потом инициатива ушла в свободное плавание. Сейчас официально нет организации, которая бы ее развивала, считала объем привлеченных в благотворительность средств. Каждая компания присоединяется к ней по собственному желанию».

Судьбоносный бюджет

Многие опрошенные «Ведомостями» компании отказались называть суммы, которые они тратят на благотворительность, чтобы избежать сравнений. И почти все заверили, что в 2014 г. их бюджеты на эти цели из-за кризиса отнюдь не уменьшились. Впрочем, нашлись и те, кто на условиях анонимности честно признался, что они в этом году были вынуждены отказаться от благотворительности: поддерживать те или иные социальные инициативы становится все труднее.

«Ситуация просто катастрофическая, суммы пожертвований сократились почти в два раза, компании жалуются, что из-за кризиса они в буквальном смысле слова уже не тянут социальные программы», - сокрушается Наталия Атрощенко, замдиректора центра «Старт». Сама она еще не так давно работала начальником отдела в банке, получала приличную зарплату и параллельно занималась волонтерством. В какой-то момент директор центра убедил ее сосредоточиться исключительно на благотворительности и позвал работать к себе. Зарплата, конечно, оказалась меньше, но Наталия не усомнилась, что сделала правильный выбор.

«У нас бюджет на сувениры никогда не был огромным, - рассказывает Новиченкова. - Собственно, поэтому эти деньги и не попали под сокращение на следующий год - сумма не настолько значима для компании, чтобы отказывать кому-то в помощи».

«Бюджет и программы нашего фонда окончательно формируются в феврале, - говорит Татьяна Гвилава, президент благотворительного фонда «Система». - Сейчас мы работаем в штатном режиме и надеемся, что все программы и проекты нашего фонда, запланированные на следующий год, будут реализованы».

«В 2014 г. благотворительный бюджет «Мегафона» составил 150 000 000 руб., в 2015 г. мы не планируем снижать расходы», - констатировал Масим Мотин, руководитель по социальным программам и спецпроектам компании «Мегафон».

Дети в приоритете

Synovate Comcon и Watcom Group переводят средства центру «Старт» (г. Яхрома Московской обл.), который занимается творческим развитием и социализацией детей-сирот.

«У нас приоритетным направлением является помощь воспитанникам детских учреждений, - рассказывает Игорь Боровиков, основатель и председатель совета директоров группы компаний Softline. - Мы передаем им компьютеры, хозяйственно-бытовые товары, канцтовары, наборы для творчества, спортивный инвентарь». Softline также спонсирует IT-олимпиады и другие мероприятия, рассчитанные на школьников и студентов. «Мы награждали стипендиями лучших студентов российских вузов, оказывали финансовую поддержку ветеранам войны, адресно помогали в лечении детей и взрослых и приобретали для них реабилитационное оборудование», - говорит Боровиков.

Деньги на благотворительность в Softline берутся из прибыли. Они закладываются при планировании IT-проектов, а также разного рода мероприятий. Например, часть средств, вырученных от продажи билетов на организованный Softline слет IT-специалистов, традиционно направляется в детские и медицинские учреждения Калужской области. «Так, в прошлом году мы помогли оборудовать класс информатики и игровые комнаты в детском санатории для больных туберкулезом», - уточняет Боровиков.

Подарить время

Боровиков признает, что из-за сложившейся в этом году экономической ситуации в 2015 г., возможно, придется жертвовать меньше денег. «Но корпоративная социальная ответственность - это не только и не столько деньги, - отмечает он. - Коллеги готовят подарки, приезжают к своим подопечным, решают возникающие проблемы. В гораздо большей степени - это время».

«Мы приложили максимум усилий для привлечения всех сотрудников компаний АФК «Система», топ-менеджмента и наших партнеров в проекты фонда, - говорит Гвилава. - Например, сформировали из их числа волонтерский центр. Сегодня это очень важно - думать не только о финансировании проектов, но и об участии в благотворительности людей, готовых отдавать свои силы, время и энергию на благо других».

Второй год подряд в офисах компании «Мегафон» устанавливают «добрую елку». Ребята из детских домов мастерят небольшие сувениры и новогодние игрушки и оставляют на поделке информацию о том, что они хотели бы в подарок на Новый год. Любой сотрудник «Мегафона» может взять с «доброй елки» поделку ребенка и стать для него персональным Дедом Морозом, рассказал Мотин. В этом году в офисах дочерних структур компании установлено 10 елок, на которых было развешено 570 детских поделок.

«Многие компании, конечно, изыскивают возможности, чтобы если не деньгами, то любым другим способом продолжить заниматься благотворительностью, - говорит Атрощенко из «Старта». - Но на своем опыте скажу, что и любая другая деятельность - будь то социализация детей или визит волонтеров в детский дом с праздничной программой - тоже становится труднодостижимой. В условиях, когда в компаниях сокращают целые отделы и люди либо оказываются в поиске новой работы, либо берут на себя обязанности уволенных коллег, многим уже не хватает ни времени, ни сил на что-либо еще».

Искать за границей

Практически всем фондам в нынешних условиях приходится либо что-то делать своими силами, либо искать спонсоров не только в России. «В этом году у нас были некоторые отставания в плане привлечения средств по сравнению с 2013 г., но мы все равно вышли в плюс, - рассказывает Фаина Захарова, президент фонда «Линия жизни». - Наша стратегия на 2015 г. - диверсифицировать источники финансирования. Так, сейчас мы развиваем специальную программу для наших соотечественников, проживающих за рубежом, - организовываем для них встречи с известными литераторами, кинематографистами, редакторами и т. д. - и все деньги, вырученные от продажи билетов, книг, картин, перечисляем на лечение детей».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more